Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Отечественное кино: Ворошиловский Стрелок

Отечественное кино: Ворошиловский Стрелок

Фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» – это фильм, прямо-таки кричащий о своей эпохе: лихие 90-е, времена, когда одним можно было всё, а другие за это расплачивались. А что делать тем, кому можно всё, когда придёт время за это самое ВСЁ отвечать?
«О времена, о нравы…», или «Краткий обзор»

Рецензия на фильм Ворошиловский СтрелокЭпоха 90-х - это время, когда верхи точно знали, как они хотят жить, а низы на своей шкуре изучали, как именно хотят жить верхи. Молодые мечутся, старики в растерянности, зрелые утопают в единственном, что можно теперь получить в стране практически на каждом шагу – удовольствие.

Фильм маэстро Говорухина – крик души простого человека, не попавшего в водоворот безумия и цинизма тех лет, с ужасом и отчаянием доживающего свой век. Люди, привыкшие не только к жёсткой руке, но и к элементарному порядку, открывают для себя в эти годы, что значение слова «порядок» сильно зависит от эпохи. Оказывается, порядок – это не когда вор сидит в тюрьме вместе с насильниками, рэкетирами и мошенниками, а отсутствие претензий у бюрократов. Бумажки составляют люди, и составить их можно весьма своеобразно, чем и пользуются те, кому хочется всего на блюдечке с каёмочкой и бесплатно. Вернее, бесплатный сыр только в мышеловке, но если уж папа - полковник при исполнении в следовательском отделе… А всё так круто по одной причине: не урвёшь себе свой кусок – будешь подносить другим их куски. Вся эта логика дика для простых рабочих, имеющих привычки не брать чужого, жить по совести. И жили бы они себе по совести и дальше, ведь совесть не ходовой товар, да вот, оказывается, какая проблема иногда бывает: совесть заставляет поступать по справедливости. Если не дать человеку этой справедливости в положенном порядке, он может взять её сам…

Сюжет фильма «Ворошиловский стрелок»

Пенсионер, бывший железнодорожник Иван Фёдорович скромно живёт в своей квартире со своей внучкой-студенткой Катей. Дочь Ивана Фёдоровича оставила свою Катю на воспитание отцу, а сама мотается по стране, занимаясь сомнительной коммерческой деятельностью. С отцом Кати развелась, дома появляется крайне редко.

Однажды бывшие одноклассники Кати, ныне «самостоятельные» молодые люди из числа золотой молодёжи, пригласили её домой и … изнасиловали.
За дочку известного и уважаемого в народе Ивана Фёдоровича вступились честные офицеры местного отделения. При первом же допросе трое соучастников, несмотря на уверенность в собственной безнаказанности, после предложения провести ночь в камере с уголовниками, начали активно давать показания. Казалось ясным, что для «золотых» всё это кончится плачевно, но спасло родство: отец одного из насильников оказался полковником милиции. Данное обстоятельство в корне меняет расстановку сил…

Попытка Ивана Фёдоровича добиться справедливости через властные структуры успехом не увенчалась – грамотно составленный (или заменённый) протокол и показания сыграли на руку насильникам и дело закрыли. Гнев и ненависть терзают старика, не дают ему жить спокойной жизнью. Да и как тут жить спокойно, когда родная внучка на улицу выйти боится? Молва у нас во дворах быстро разносится, и придётся Кате, которой и 18-ти ещё нет, жить с этим.

В отчаянии человек способен на многое, вот и наш герой решил рискнуть всей своей жизнью, чтобы добиться справедливости. Продав своей загородный участок и купив на эти деньги винтовку, готовый на всё старик с удивлением и ужасом осознаёт до чего он дошёл:
-Какие патроны брать будешь?
-А какие есть?
-Простые и зажигательные.
-И те и те.
-А сколько?
-По десятку.
-Хе! С запасом.
-А я всегда с запасом живу. Раньше хлеб, соль, спички… а теперь и до патронов дело дошло…


Ивана Фёдоровича изумляет то, как изменилась жизнь. Теперь простой человек должен быть вооружён и впрок покупать не то, что нужно для жизни, а патроны. В общем, вывод вполне обоснован и даёт хорошую характеристику ситуации и времени действия.

В это время возвращается из очередной командировки мама Кати. Узнав о том, что случилось, женщина не то, чтобы не возмутилась, она проявила такое равнодушие и лояльность к самому факту изнасилования, что бедный дед не захотел сидеть с ней за одним столом. Когда речь зашла о доле с продажи дома, Иван Фёдорович выгнал свою дочь из дома вместе с её новым женихом, обвиняя её в равнодушии к горю своей внучки. Действительно, зачем матери переживать о том, что её дочь изнасиловали, если товар под Владивостоком застрял…

Вовремя уехавшая на дачу соседка оставила ключи от своей квартиры нашему герою, чем стрелок и воспользовался. В один из жарких июльский дней очередное собрание братии насильников в той же самой злополучной квартире Ворошиловский стрелок наблюдал через прицел винтовки. Первая жертва его праведной мести как раз села на диван открыть шампанское. Не успела бутылка потерять пробку, как молодой человек лишился… Чего бы вы подумали? Правильно! Яиц! Шокированные и испуганные до смерти собутыльники вызвали скорую.

Приступивший к следствию полковник милиции сразу делает вывод о том, кто это сделал. Нельзя сказать, что ему приятно защищать своего сына с его подельниками. Молодые люди ведут себя нагло, высокомерно и неблагодарно.

Для следующей жертвы пришлось разыграть целый спектакль. Записавшись в «команду болельщиков» Иван Фёдорович делает вид, что наблюдает за шахматным турниром во дворе. Прекрасно понимая, что он располагает временем до конца партии, то есть до тех пор, пока к нему не начнут обращаться за советами, он может спокойно отойти, выстрелить и вернуться. Схема сработала. Зажигательный патрон, попавший в бензобак автомобиля одного из преступников, спровоцировал взрыв, что повлекло у молодого человека ожог… угадайте чего? Никогда не поверите!

Наконец сообразив, кто ему угрожает, последний третий подельник начинает заметно нервничать. На его сторону не встаёт даже его отец, покрывавший его всё это время. Узнав, что Иван Фёдорович продал дом, полковник устраивает обыск в квартире пенсионера. Не найдя ничего, защитники правопорядка обыскивают квартиру соседки, так невовремя вернувшейся домой и заставшей полковника с молодыми операми дома у стрелка. Наш герой уже готов смириться со своей судьбой и закончить свою жизнь в тюрьме, но… винтовку не находят. Полковник в откровенном разговоре с Иваном Фёдоровичем заявляет, что он знает, кто это сделал и даже пытается угрожать ему:
-…я вас предупреждаю, если что-то случится с моим сыном…
-Поздно.
-Как поздно? Как поздно?!
-Поздно предупреждать – уже случилось.


Действительно, какая разница жив или нет сын полковника, если он всё равно никогда не осознает того, что сделал? В ужасе от слов Ворошиловского стрелка, полковник бросается к своему сыну. При попытке взломать закрытую дверь, он получает пулю в живот – его любимый отпрыск на нервной почве совсем скатился с катушек.

Позже выясняется, что винтовку из квартиры соседки специально вынес сотрудник милиции, знакомый Ивана Фёдоровича, который изначально добивался наказания для всех троих. Не в силах помочь старику по долгу службы, он помогает ему конфискацией винтовки и своим личным молчанием. Последний вопрос Ивана Фёдоровича «А как жить?», так и остаётся без ответа.

О режиссуре… Я уже упоминал, что этот фильм – крик души, а кричит она образами. Типичная золотая молодёжь, беспомощный пенсионер, души не чающий в своей внучке-скромнице, а так же яркий символ 90-х: нахальная и вульгарная женщина древнейшей профессии, вечно снующаяся около кабинетов должностных лиц и «золотых» детей. Всё нисколько не наиграно – всё из жизни, ведь фильм снят в 1999 году. Играть всегда легче, когда образ у тебя перед глазами.

Фильм по своей концепции - явный представитель советского кино: герои и антигерои, злодеи и жертвы. Типичная схема из четырёх компонентов, характерная для кино военных лет, да и вообще для драм периода СССР. Из-за отсутствия каких-то уникальных ходов, фильм выглядит максимально правдоподобно и «не напудрено». Благодаря этому вряд ли фильм кого-то удивит хитрыми поворотами сюжета или интригой, а вот обыкновенной правдоподобной человеческой добротой, совестью и солидарностью вдохновит многих. К счастью не нужно супер фантастических сюжетов и миллионов долларов бюджета, чтобы показать хороших людей, которые помогают хотя бы тем, что остаются верны себе и тем, кого уважают. «Героем может каждый и не быть, но личностью каждый быть обязан!»

«Всяко-разно, и выглядит показно…»

Об актёрах стоит поговорить отдельно. За эту роль актёр Михаил Ульянов получил «золотого овна» от Гильдии российских кинокритиков в 1999 году и «Нику» в 2000, Сергей Гармаш номинирован на приз за лучшую роль второго плана. В общем, к актёрам никаких претензий. Очень жаль, что не осталась отмеченной блестящая игра Владислава Галкина, к сожалению, не принесшая ему известности. Хотя, может быть талант тут не причём, это природная харизматичность актёра подходит к роли, но лично я склоняюсь в пользу таланта. Даже известный уже в то время Владимир Турчинский, обладающий такой же харизмой, не смог бы сыграть так… по-нашему.

Отдельным эшелоном идёт роль Анны Синякиной, игравшей несчастную Катю. Прекрасно и чувственно сыгранная Катя получилась именно такой, какой должна быть по канонам фильма: хрупкой, наивной (до поры), эмоциональной и, в общем, просто молодой. Эмоциональность в данном случае не подразумевает истерик. Наоборот, Катя должна переносить всё стойко. И переносит, но то, что творится внутри, иногда скрыть просто нет сил. Сам предел и скупые доли отчаяния сыграны, на мой взгляд, превосходно. Песня «одинокая гармонь», исполненная Анной в конце фильма, красной линией проходит через весь фильм и является идеальным эпиграфом, исполненным замечательным голосом актрисы.

«А как жить?»

Главный вопрос Ивана Фёдоровича «А как жить?» задан в контексте покупки винтовки и необходимости для простого человека пойти на преступление, чтобы добиться справедливости. Действительно, на этот вопрос ответа нет до сих пор. Про стрелка можно сказать одно: он жил, как знал и никого не спрашивал что он должен и что ему должны, а это уже немало. Нельзя сказать, что его поступки привели к справедливости: двое изувечены, один застрелен, один сошёл с ума, а бедная девочка так и будет жить с тяжёлым грузом на шее и терпеть тыканье пальцем со стороны окружающих. На «хэппи энд» (противное выражение) вообще не похоже. А самое главное – никто не раскаялся. Отморозки так и будут считать что «старик оборзел», сам Иван Фёдорович никогда не сможет их простить, а полковник Пашутин так и не сможет простить себя и своего сына. А что делать? А как жить? Каждый ответит, как знает, и каждый сам скажет кто кому и что должен…

Выскажись!

CARCASS


!