Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Отечественный кинематограф: кино военных лет

Отечественный кинематограф: кино военных лет

С 1941 года по 1945 вся наша необъятная Родина (бывшая СССР) жила вокруг сводок с фронта и ради одной цели - скорейшей победы. Однако люди были не только на фронте, но и в тылу, а где люди, там и жизнь. Хотя, жизнь была несравнимо страшнее (по заверению ветеранов), нежели ныне, всё таки она не стояла на месте и организовывалась партийной верхушкой таким образом чтобы аккумулировать внутренние духовные силы народа для достижения поставленных задач. Процесс этот проходил весьма успешно, благодаря широкому отклику творческой интеллигенции. Срочно пересматривались планы съёмок фильмов, постановки спектаклей. Всё перекраивалось и заполнялось новым материалом, главной темой которого была любовь к Родине и патриотизм. В фильмах и постановках тех лет минимум вымысла, а учитывая тот факт, что война не обошла практически не одну семью в стране, такой натурализм и воспринимался людьми очень хорошо, и служил своей цели – побуждал к ударному труду, полной самоотдаче и воспитывал патриотизм в сознании граждан. Всё это было необходимо. Наиболее ярко это можно было увидеть на примере театра и кинематографа. Остановимся подробнее на последнем.
0 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет1 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет2 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет3 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет4 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет5 фото к материалу Отечественный кинематограф  кино военных лет

Новелла «Боевые киносборники» принесла первые плоды агитационной работы. Первые выпуски снимали как короткометражные фильмы, где прославлялись моральные качества советских воинов и изобличались, высмеивались качества воинов - оккупантов. Сценарии же не отличались глубиной и освещали темы весьма поверхностно, однако от выпуска к выпуску они становились все содержательнее, все полнее раскрывали новый военный опыт советского народа. Интересно сравнить два короткометражных фильма, созданных по сценарию Л. Леонова.

В первом выпуске, создатели сделали некую зарисовку, набросок того чем, по их мнению, отличаются в своих нравственных приоритетах солдаты Красной армии и Фашисткой Германии. Сюжет прост: после боя на некоторое время изолированными остались трое героев: красноармеец, сандружинница и офицер Рейха. Санитарка оказывает медпомощь обоим, но фашист отвечает на заботу попыткой убийства.

Как можно видеть, сюжет первого выпуска был весьма прост, а потому достаточно сыр и не доделан. Потенциал данной темы в условиях тогдашней современности практически проигнорирован, а герои безлики и чересчур контрастируют друг с другом, лишая картину правдоподобности. Однако Леонов довольно быстро увидел простор для творчества в теме войны и защиты Родины, чем и воспользовался в своём следующим творении «Пир в Жермунке», ставшей классикой кино о Великой Отечественной войне, благодаря гораздо более глубоко описанному моральному духу русского солдата на фоне первых, тяжелейших месяцев войны.

Основа для сюжета «Пира в Жермунке» была взята из реальной жизни. Пожилая крестьянка, оставшаяся в деревне, захваченной фашистами, устраивает пир для немецких солдат. Чтобы осуществить месть за все злодеяния, причинённые немцами, она предварительно отравляет угощения, а чтобы не вызвать подозрения у захватчиков, ест вместе с ними и с ними и погибает.

Следующие выпуски киносборников снимались как серии, объединённые общим сюжетом, приключениями солдата Швейка-узника концлагеря. Изначально герой рассказов чешского писателя Я. Гашека, Швейк обрёл вторую жизнь в годы ВОВ. В оригинале, Швейк был организатором саботажа в армии Австро-Венгрии, являясь при этом её офицером. Гашек создал этого героя как символ борьбы с захватчиками.. В годы Великой Отечественной, «переработанный» Швейк стал популярным героем киносборников и объектов споров. В советской версии, Швейк - пожилой, измученный интеллект, прикидывающийся умалишённым при надзирателях, вдохновляющий заключённых на борьбу своими рассказами. Однако, этот образ Швейка был не единственным. Заменив актёра В. Канцеля Б. Тениным, режиссёр Юткевич создал совсем иного героя – веселого, остроумного, жизнерадостного.

С 1942 года съёмки «Боевых киносборников» были прекращены. Связано это было с тем, что к тому времени были готовы полнометражные художественные фильмы о войне. Ярким примером стал фильм «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева.

Картина повествует о борьбе партизан на оккупированной немцами территории. Создатели фильма очень достоверно и правдиво отразили сплочённость людей в борьбе с захватчиками. Через весь фильм красной линией проходит мысль о неизбежности победы советских партизан. Фильм полон оптимистических надежд, даже не смотря на то, что снимался он ещё до коренного перелома в ходе войны. Переданные в картине стойкость, сплоченность, патриотизм солдат и их вера в победу давали зрителю надежду на перемены к лучшему.

Идеальных фильмов не бывает, и «Секретарь райкома» не лишён недостатков. К их числу можно отнести склонность главного сценариста И.Прута к внешней эффектности фильма и тяготение в сторону мелодрамы. Также заметны промахи в исполнении ролей среди актёрского состава: профессиональные актёры всё же контрастируют по уровню игры с отдельными исполнителями. Однако недостатки картины не умаляют её значения.

Одна из наиболее запомнившихся зрителю сцен – интеллектуальный поединок Кочета с немецким полковником. Впервые враг представал перед зрителем как умный и опасный противник. Однако при всех своих достоинствах, полковник тоже жертва немецкой пропаганды, а посему мало представляет, с кем имеет дело. Кочет понимает эту слабость, использует её и выходит победителем.

Другой шедевр кинопродукции тех лет фильм «Она защищает Родину». История о простой колхознице, мстящей фашистам за свою сломанную жизнь и жизнь народа.

История главной героини довольно типична для тех лет. Простая колхозница живёт до войны полной и счастливой жизнью. У неё есть муж, ребёнок, уважение товарищей под труду, завоёванное тяжким трудом, но всё рушится в одночасье когда начинается война. Муж гибнет в бою, ребёнок попал под гусеницу танка, вчерашние друзья сегодня стали чужими и ушли в лес, в партизаны, а сама Прасковья Лукьянова остаётся один на один со своим горем. Жизнь счастливой женщины раздавлена и лишена всякого смысла. От пережитого она состарилась. В фильме показана эта сцена: Прасковья бредёт по лесу, полностью погружённая в своё горе и, наконец, наклоняется над бадейкой с водой, чтобы напиться. Она видит своё отражение – там на неё смотрит уставшая, изнеможённая старуха. Героиня замечает неподалёку от себя лежащий топор и внимательно смотрит на него. В этот момент зритель понимает, что Прасковья нашла новый смысл жизнь, новую цель - она будет мстить за все страдания, что ей причинили захватчики. Примечательно, что сцена эта сыграна исключительно на мимике и жестах актрисы В. Марецкой, без поддержки партнёров, без слов и пафосных, штамповых реплик. Вскоре к Прасковье присоединяется и бывшие друзья по колхозу и вместе они идут на первую боевую операцию-нападение на отставший немецкий обоз.

Художественное кино о Великой Отечественной войне ценно вдвойне, так как даже если истории героев вымышлены, в каждом фильме достоверно и доступно показаны реалии той эпохи, настроения, надежды и чаяния людей оказавшихся в сложнейших условиях, наша история в конце концов. Нельзя переоценить и художественную ценность, так как, опять повторюсь, война задела практически каждую семью, каждого человека в нашей стране, поэтому эта тема не может не вызывать особого, внимательного, почтительного отношения со стороны зрителей и ответственности со стороны создателей: авторов идей, режиссёров и актёров. Борьба нации за выживание - глубочайшая и важнейшая тема творчества, а для нашего народа – особенно, поэтому эти и многие другие фильмы о Великой Отечественной войне можно с полной ответственностью причислить к сокровищу отечественного кинематографа.

Выскажись!



!