Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Рецензия на фильм Владимира Левина - Первый Русский

Рецензия на фильм Владимира Левина - Первый Русский

С чем человек может жить? Какие травмы он может перенести? Любые. Весь вопрос в том, как он это всё перенесёт, и в каком состоянии будет продолжаться его жизнь. Чаще всего это не является ни для кого проблемой, пока человек не начинает мешать окружающим. Пусть он хоть под забором загибается - лишь бы не раздражал. Какое кому дело, если человеку так "нравится" жить (существовать)? О том, что такое существование нравиться не может, мы сейчас не говорим. А если уже даже окружающим всё равно, до какой степени разложения дошёл человек? Осталось ли у него что-нибудь? Семья? Друзья? Дело? Родина? На эти вопросы пытается ответить Владимир Левин в своей картине "Первый русский".
Рецензия на фильм Владимира Левина - Первый Русский

Первый

Название "Первый русский" лично меня так и провоцирует найти хоть какое-то новаторство, или отличительную черту. Что-то "первое", чего раньше нигде не было. Нашёл. Фильм абсолютно без штампов и предрассудков в отношении наших соотечественников. К сожалению. По признанию маэстро Левина, родной посёлок Григория Зайцева - реально существующий городок. Согласно рассказам создателей картины, всю массовку для эпизодов пригласили на съёмочную площадку прямо... из психиатрической больницы. Все пригодные к съёмкам молодые и не очень кандидаты не могли сниматься в картине из-за постоянного состояния алкогольного опьянения. А ведь это в Подмосковье...

Как же так?

В качестве ответа на вопрос: «Как же так получается?», у каждого человека страдающего от алкоголизма найдётся целая история. Причин много, так же как и самих людей. Утраты, разочарования, жестокость окружающих – основные. Однако корень всех этих поводов плюнуть на себя – одиночество. Даже семейные люди, живущие в людном районе города или наоборот отшельниками в глубокой глуши, могут быть в равной степени одиноки, потому что в их жизни нет любви, в самых разных её проявлениях. Человеку это необходимо, чтобы не чувствовать себя ненужным. Пьющие люди – лишние для нас и для самих себя, но, к счастью, устранение причины проблемы в данном случае способно устранить саму проблему.

«…Наш гордый «Варяг»…»

Григорий Зайцев – главный герой фильма, от природы весёлый и обаятельный человек. Он всегда уверен в себе, добр и открыт. Заводной характер и смекалка всегда помогали ему по жизни, пока однажды окружающая действительность просто не утопила его, молодого и наивного, в своей серости, потребительстве и жестокости. Впрочем, истинные причины пьянства Григория так и остаются до конца не ясными, однако точно известно, что его супруга приложила к этому руку. Результат это не меняет – он оказался не нужен тем, кем дорожил. Этого вполне достаточно, чтобы перестать чувствовать любовь и начать осознавать свою бесполезность. Опять же, почему именно так сложилось жизнь Григория (или даже, «по чьей вине?»), остаётся загадкой. При всём при этом, Владимир Левин – режиссёр фильма, вовсе не считает его больным человеком. Он не болен – он просто так решает свои проблемы.

«The same хрен...»

Фильм о человеческой трагедии, вроде описываемого мною, как оказалось, вовсе не обязательно должен быть тяжёлым и грустным. Григорий – человек анекдот, но это не столько потому, что он сам от природы такой, это ещё и потому, что его Родина к этому приучила. Парад алкоголиков, устраиваемый перед их торжественным отбытием за рубеж, ничего кроме улыбки вызвать не может. От напутствий вроде: «Не посрамите Россию!» или «Вы теперь не просто так туда, а по делу!», лично я утонул в кресле. Толи маразм, толи анекдот, толи загадочная русская душа… а может и просто напросто хотели отдать хоть какую-то дань уважения людям, которые уезжают в страну с более высоким уровнем жизни. А потом, в конце концов, голову посещает здравый смысл и начинаешь понимать, что вся эта показуха только ради того, чтобы выпендриться перед СМИ.

На чужбине Григорий становится носителем многовековой культуры, которую демонстрирует молодому поколению в виде сказок про бабушек на летающих пылесосах, и змеев с тремя головами. Да и если вы не знали слов песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»», к концу фильма вы эту самую песню возненавидите =) .

Шаг за шагом

За границей, окружённый заботой и вниманием, Григорий оживает и раскрывается, но не сразу. Что-то постоянно мешает: языковой барьер, национальная нелюбовь говорить о душевных проблемах на трезвую голову, трения с одним из лечащих врачей. Но все эти трудности лишь узлы каната, по которому Григорий выбирается из своей прошлой жизни, и к нему возвращаются его природная харизма, обаяние и жизнерадостность. Именно они и помогают ему начать новую жизнь, когда он встречает Аббигейл (Абби) – мать одиночку, подрабатывающую в клинике, где лечиться наш соотечественник.

Социотерапия - один из самых продуктивных методов реабилитации. Общение с людьми, с представителями общества, которое готово их принять, позаботиться о них, даёт людям уверенность в себе и самоуважение. «За что меня уважать?» - вопрос, который возникает рано или поздно у каждого человека, возвращающегося к нормальной жизни. Возникает он и у Григория. Раньше на этот вопрос был ответ: «Не за что», причём совершенно обоснованный. Но сейчас, лечащий врач Григория, Майкл, даёт свой ответ: «Потому что ты – человек». Вроде получается парадокс: бездельников и людей ничего не добившихся в жизни обычно не слишком жалуют в любом обществе. Не пренебрегают, конечно, но их статус весьма низок. А тут целое уважение только за то, что ты человек. За просто так, никто никого уважать не будет, а Григорий ничего ещё не сделал. Так за что же его уважать?

Это только на первый взгляд кажется, что он ничего не делает - делает и очень много. Он борется с пропастью внутри себя, меняется, пробуждается ото сна собственного прозябания, от полной безнадёжности. Но в одиночку это сделать практически невозможно – нужна помощь. Он её получает, возвращается к нормальной жизни и хочет жить нормально, по-человечески. Разве за это не стоит его уважать?

«… а в деревне «Гадюкино» дожди…»

Аббигейл начала его уважать и даже больше. За что? Да за то, что он человек и за то, что он ТАКОЙ человек. У нас, например, почему-то не принято уважать человека за то, что он просто ТАКОЙ. Это оправдано – ТАКИМ может быть и полный бездельник, и тунеядец, который попросту потребляет всю жизнь. Чем же Григорий лучше? Тем, что он хочет реализовать себя, помогая другим и попутно возрождая себя как личность.

На Родине, из-за отсутствия перспектив и понимания, он только терял себя, будучи ТАКИМ человеком. Поэтому и потерял всяческое уважение окружающих, которые и сами, отчасти, виноваты в падении Григория. Они не хотели давать ему шанс – это долго и трудно. Лучше потратить время на обустройство своей жизни, чем на помощь человеку. Увы, господа, но так и живём. Процент вымысла равен нулю.

Между тем, возрождение личности не лечит раны и не избавляет человека от конфликтов внутри себя. Вот и Григорий, окрепший и вставший на ноги, теперь мучается только от вопроса о том, что с его дочерью.

Рано или поздно, но придётся вернуться. Курс лечения не бесконечен, а там Родина, в которой он вырос, которой он предан… которой он абсолютно не нужен. А здесь его любят, о нём беспокоятся. И что же делать?

ИТОГО

В сухом остатке, фильм не о том, какие мы плохие, а о том, какими мы (в смысле люди, а не только русские и россияне) можем быть. Это абсолютно реальная история, которая позволяет поверить в сказку, это история о множестве возможностей, которые просто проходят мимо, история о том, что может случиться, если просто ухватиться за одну такую возможность. И жизнь и мы с вами достойны и второго и даже третьего шанса, но очень не многие готовы его нам предоставить.

Другие Статьи:
III Международный Фестиваль Русское Зарубежье. Часть 1

Выскажись!

LORDI


!