Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Песни любви и смерти

Песни любви и смерти

12 ноября 2013 года в московском клубе Китайский лётчик Джао Да состоялся необычный концерт под названием "Песни любви и смерти". Главные действующие лица: Рада и Терновник, Мила Кикина и её группа Калитку прикрой и гости из параллельного мира мёртвых языков Очелье Сороки. Место действия: вечерняя будничная Москва.

0 фото к материалу Песни любви и смерти1 фото к материалу Песни любви и смерти2 фото к материалу Песни любви и смерти3 фото к материалу Песни любви и смерти4 фото к материалу Песни любви и смерти5 фото к материалу Песни любви и смерти6 фото к материалу Песни любви и смерти7 фото к материалу Песни любви и смерти8 фото к материалу Песни любви и смерти9 фото к материалу Песни любви и смерти10 фото к материалу Песни любви и смерти11 фото к материалу Песни любви и смерти12 фото к материалу Песни любви и смерти13 фото к материалу Песни любви и смерти14 фото к материалу Песни любви и смерти15 фото к материалу Песни любви и смерти16 фото к материалу Песни любви и смерти17 фото к материалу Песни любви и смерти18 фото к материалу Песни любви и смерти19 фото к материалу Песни любви и смерти20 фото к материалу Песни любви и смерти21 фото к материалу Песни любви и смерти22 фото к материалу Песни любви и смерти23 фото к материалу Песни любви и смерти24 фото к материалу Песни любви и смерти25 фото к материалу Песни любви и смерти26 фото к материалу Песни любви и смерти27 фото к материалу Песни любви и смерти28 фото к материалу Песни любви и смерти29 фото к материалу Песни любви и смерти30 фото к материалу Песни любви и смерти31 фото к материалу Песни любви и смерти32 фото к материалу Песни любви и смерти33 фото к материалу Песни любви и смерти

Песни любви и смерти - максимально точное самоописание Рады Анчевской. Когда Эрос и Танатос объединяются, на свет рождаются человеческие песни с нечеловеческим содержанием. Терновники, в общем-то, как раз об этом. Раду в своё время включали в сборники поэзии русского рока, нарушая простую логику московского и вообще российского андеграунда. Потому, что это не поэзия. Боюсь показаться невежливым, но слова, произносимые Радой, играют совершенно иное значение для понимания её творчества и её мировоззрения, нежели тексты классических роковых шедевров. Рада - живой музыкальный инструмент. Вот она подходит к микрофону, тоненькая, со своими кошачьими движениями, и включается в волну звука, становясь не то духовым, не то струнным инструментом. Она творит чудеса, ничем не уступающие чудесам ещё одного волшебника - Владимира Анчевского. Многоуровневый плотный гитарный звук наполняет всё пространство клуба, обволакивает, словно меняет состав атмосферы. Добавьте к этому остальные инструменты, в том числе немного незаметную в тот вечер виолончель, и вы получите Раду и Терновник во всей красе.

Тексты Рады - это ноты. Только нечеловеческим напряжением воли можно услышать и понять весь текст песни целиком, часто слушатель воспринимает его урывками, но сила слова исполнительны такова, что она оперирует отдельными словами с большим успехом, чем иные оперируют предложениями, смыслами и размерностями. Задача тут - погрузить человека в состояние транса, сформировать определённую атмосферу, и тогда уже сознание само довершает образ. Порой это воспринимается, как изысканный шаманизм, порой, как творчество совершенно иного, более высокого порядка. Рада словно подтягивает сознание слушателя до таких высот, на которых оно становится полноправным участником коллектива. Я бы назвал группу "Рада, Терновник и Ваше Я".

У такого подхода, безусловно, есть несколько проблем. Прежде всего, Раду довольно сложно слушать неподготовленным. Более того, это тот особый случай, когда исполнитель вживую гораздо мощнее, чем исполнитель на записи. Ещё один момент - жанровое разделение, столь любимое всеми музыкальными журналистами. Раду некуда отнести: это, конечно, не русский рок, с его чаще всего совершенно примитивной и прямолинейной текстоцентричностью, но и не фолк, хотя Рада и дотрагивается порой до нитей, связывающих человека с чем-то куда более старшим и даже страшным, что впитывается не с молоком матери, а при формировании ДНК. Рада и Терновник - сверхчеловеческое искусство, абстрактное, порой абсурдное, монументальное и психоделичное. И конечно, в нём звучит какое-то корневое отчаяние и обречённость эротизма, свойственная всей русской культуре, начиная от "Героя нашего времени" и заканчивая почти уже откровенно гибельной "порнографией" Бунина и Набокова.

Второй выступала неподражаемая Мила Кикина. Самая сильная сторона Милы - безусловно, профессионализм. Несмотря на то, что группа "Калитку прикрой" выступала в тот вечер в небольшом Джао Да, запрос у коллектива на международную фестивальную сцену как минимум. Уровень вполне позволяет. Мила - одна из редких певиц аутентичности, которая не стремится омолодить музыку, сделать её более подходящей нашему современному культурному контексту. Чаще всего, мы видим обратную ситуацию: многие, в том числе любимые нами, исполнители рано или поздно начинают именно стилизовать свои песни под народные, или даже просто использовать некоторые элементы "народности", минуя тот эмоциональный заряд, который несут в себе аутентичные композиции. Благодаря нашей эстраде, мы получаем довольно извращённое представление о подобной музыке, это что-то типа балалайки, безмозглых частушек и повальной пьяной весёлости а-ля Надежда Бабкина. Между тем, если поглубже забуриться в изучение темы, окажется, что все народные попевки чаще всего минорны, пронзительны, сквозь них, как через плохо прикрытую форточку, сквозит какая-то огромная метафизическая неудовлетворённость.

Мила Кикина преподносит нам оригинал, не давая нежиться в лучах простого для восприятия и совершенно лишённого эмоциональной насыщенности лубочного творчества не всегда талантливых стилизаторов.

Третьими выступали Очелье Сороки во главе с Ульяной Шулепиной. Этот коллектив для меня загадочен и непостижим. С довольно стандартным для фольклорных команд преподнесением материала соседствует уникальный подход к его созданию. Собственно, Рада представила коллектив, как исполнителей песен на несуществующих языках. Уже несуществующих, конечно, это вам не эльфийский. Всё очень серьёзно, я бы даже сказал, культурологически. Высочайший уровень игры, однозначно большое уважения к первоисточнику (тут, правда, больше подойдёт слово "вдохновитель"), порой неожиданные музыкальные ходы.

И всё же, чтобы с удовольствием слушать Очелье Сороки, нужно всё-таки быть немного иным человеком, чем, скажем, слушатель Рады и Терновника и даже Милы Кикиной. Они наверняка пересекаются в чём-то, но Сорока - настолько протяжна и медитативна, что лично я, пожалуй, поостерёгся бы ходить на их сольное выступление. Рекомендовать могу всем обожателям аутентики и серьёзного фольклора, так как, опять же, если ориентироваться на общий уровень всех относимых к фолку групп, Очелье Сороки можно счесть даже не профессионалами, а магистрами.

Вот так непривычно, несколько необычно и атмосферно прошёл вечер 12 ноября.

Выскажись!



!