Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Поминальная молитва Комедиантов

Поминальная молитва Комедиантов

В пятницу 29-го января театр Комедианты снова позвал на ’Поминальную молитву’, спектакль, в конце которого ’все смеются и плачут’. Честно сказать, даже я, сухарь и скептик, вышла с постановки с глазами, в которых отражалась ’вся скорбь еврейского народа’. 

0 фото к материалу Поминальная молитва Комедиантов1 фото к материалу Поминальная молитва Комедиантов2 фото к материалу Поминальная молитва Комедиантов3 фото к материалу Поминальная молитва Комедиантов

Эта трагикомичная пьеса была написана Григорием Гориным по мотивам произведений и, можно сказать, жизни  Шолом-Алейхема, еврейского писателя и драматурга, который, кстати, родился в украинском селе близ Киева. Рассказ о гонениях на евреев в начале ХХ века не может быть комедийным по определению. Но и трагедией в полном смысле быть не может: уж слишком жизнелюбив богоизбранный народ. Спектакль проникнут философским национальным юмором, который  помогает  своим хозяевам жить не хуже куска хлеба и дружеского слова. Ни бедности, ни убогому быту, ни лишениям не сломить молочника Тевье из украинской деревни Анатовки. Ее даже не отмечают на картах, потому что название длиннее, чем территория. Здесь издавна живут русские, украинцы и евреи, ведут хозяйство, ходят друг к другу в гости,  делят радости и горести. Но такое соседство не всем по душе.

  Валерий Полетаев в роли Тевье-молочника настолько органичен, что через полчаса начинаешь думать: ’Типичный семит’. Он говорит, ходит, думает и интонирует как еврей, каким мы его себе представляем. Правда, порой проявляет чрезмерную склонность к философствованию и рафинированность абсолютно нетипичную для нищего молочника. Ну не может у человека быть неграмотная жена и лицо гарвардского профессора. А в бедности его сомневаться не приходится, и важную роль здесь играет не только текст, но и паралингвистические средства. Тевье (для русских Тевль) и его семья одеты в черное, белое и серое, сцена так же оформлена в духе минимализма: несколько досок заменяют кровать, повозку или стол, в зависимости от ситуации. Декорации вообще весьма метафоричны: то ли дом, то ли корабельные леса из светлого дерева. Когда ведется рассказ о лошади, вместо которой молочник тащит телегу в гору, Полетаев с видимым усилием тянет за свободный конец веревки воображаемый воз. Черный парчовый занавес используется для перенесения действия на авансцену, прямиком к первому ряду зрителей. Когда Тевль выходит сюда поговорить с создателем, зал готовится к новой порции афористичных риторических вопросов и сетований: ’Если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом богатых, то я был готов встать во вторую очередь… Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах…’ И, как всегда, в самый неподходящий момент молитву прерывает женщина. Голда в исполнении Таисии Попенко – абсолютно органичная, простая, живая, энергичная и задумчивая одновременно. Обладая даром целителя, жена Тевье не в силах исцелить собственный недуг. Она отдает жизнь, чтобы облегчить роды старшей дочери, и эта мистическая сцена выглядит так интимно и сюрреалистично, что внутри все замирает. Две женщины, две родные судьбы плывут в океане жизни, и только одной суждено выплыть. Как говорит в таких случаях ребе, ’бог живет наверху, а мучает внизу’. Вообще, крылатыми фразами изъясняются все – от урядника до студента-революционера Перчика. Чтобы не раскрывать все карты, процитирую несколько полюбившихся, а вы уж сами гадайте, где чья.  

 ’Как говорила бабушка, у нас шесть времен года: осень, зима, весна, лето, суета и безделье’.

- У вас что, не курят?
- Ну, теперь курят.

’Я же тебя за водой посылала, а не за родственником’.

- Где вы берете такой крупный изюм?
- Это вы берете, а мы покупаем.

’Видела вашу жену. Глаза заплаканы, наверное, от счастья’.

’Если тебя поцеловал вор, пересчитай зубы’.

’Вы же в первый раз женитесь во второй!’

- Как то да се?
- И то хорошо, и се не лучше.

- Я вам Прямо скажу: нет
- А я вам прямо скажу: почему?

’Твоя беда в том, что ты не умеешь 
подслушивать. Мне бы тогда не пришлось этого говорить’.

’Я буду фотографировать. Делайте добрые лица’. 

- Пойдем ко мне!
- Нельзя, я уже был.

’Никто не хочет страховаться. Не верят, что может быть хуже, чем сейчас’.

’Тебе надо было выходить замуж за глухонемого. Ему бы легче было’.

- Зачем рождаться?
- Лучше не рождаться, но не всем так везет.


Мудрый вечно гонимый народ вновь повторит судьбу Авраама. Потерявшего все Тевье с семьей выселят из родного дома и отправят скитаться по свету. Но судьба богата на сюрпризы и в конце подбросит повод посмеяться.  "И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…" - процитирует Тевье-молочник  Шолом-Алейхема. В качестве поминальной молитвы поэт завещает потомкам перечитывать свои самые смешные рассказы, если читать молитву будет невозможно или против их воли. Это ли не самая лучшая память о человеке? Воистину, ’по глупости люди друг друга сторонятся’. В конце концов, все мы живем в большой безымянной деревне, ’живем вместе, работаем вместе, только умирать ходим каждый на свое кладбище…Таков обычай!’ 


Выскажись!



!