Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Прерафаэлиты: Викторианский авангард

Прерафаэлиты: Викторианский авангард

С 11 июня в ГМИИ им. Пушкина открыта экспозиция картин основоположников викторианского авангарда – художников прерафаэлитов. По значимости для Великобритании, вклад прерафаэлитов сопоставим с вкладом передвижников в отечественную художественную культуру. Однако по причине замкнутости британской культуры мировое признание они получили только на рубеже XX– XXI столетий и по сей день остаются мало изученными за её пределами. Возможно, что отчасти благодаря этому выставка и по сей день не перестаёт привлекать внимание и имеет наплыв посетителей даже в будние дни.

0 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард1 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард2 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард3 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард4 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард5 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард6 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард7 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард8 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард9 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард10 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард11 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард12 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард13 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард14 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард15 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард16 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард17 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард18 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард19 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард20 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард

В 1848г. на художественную авансцену Великобритании вышли никому неизвестные доселе художники, пошатнувшие своим появлением закосневшие устои Викторианской эпохи. Члены «Братства прерафаэлитов», как сами обозначили себя молодые живописцы, подписывая свои работы таинственным «P.R.B.» (Pre-Raphaelites Brotherhood), выступили с новым художественным манифестом, затрагивающим не только искусство, но и социальную жизнь общества. Отвергая идеалы Высокого Возрождения, Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Дайс (1806-1864), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) и другие представители прерафаэлитов черпали вдохновение в полотнах средневековых живописцев кватроченто – Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли и Фра Анжелико. Заимствованную у них сочную, насыщенную палитру, а также подчеркнутую декоративность, основатели викторианского авангарда великолепно сочетали с предельной скрупулёзностью в изображении деталей и чувством природы, не стесняясь вместо Иисуса и Девы Марии изображать своих жён, любовниц и самих себя.

Прежде чем предстать перед публикой, экспозиция «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» готовилась целых 5 лет и сравнительно недавно (в 2012 году) открылась в галерее Тейт Бритен (Tate Britain) в Лондоне, сразу же став одной из самых популярных выставок за всю историю галереи. После Лондона выставка с успехом прошла в Вашингтоне, а после Москвы работы прерафаэлитов отправятся в Токио. Состав экспозиций в каждой стране слегка различается: в России, к сожалению, не выставляется одна из ключевых работ Д. Г. Россетти - «Лилит» (1868).

Всего в Музее изобразительных искусств представлено свыше 80 произведений прерафаэлитов, распределённых по 6 разделам: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись» и «Утопия», среди которых не только картины, но и предметы прикладного искусства – витражи, гобелены, образцы интерьерного и мебельного дизайна.

В открывающем экспозицию разделе «Спасение» мы соответственно встретим картины на религиозную тему, где знакомые всем сюжеты предстают подчас в совершенно неожиданном исполнении – ярком, смелом, иногда даже дерзком. Сюда относятся «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» (1857) кисти Данте Габриэля Россетти и очень трогательная работа Форда Мэдокс Брауна «Христос, омывающий ноги Петра» (1857-1858).

Следующий большой раздел – «Образы прошлого» - состоит из работ, выполненных по сюжетам мифов и произведений Уильяма Шекспира. Сюда включена легендарная картина Джона Эверетта Миллеса – «Офелия» (1851-1852) и поражающая цветовым решением «Мариана» (1851), а также «Последняя встреча Ланселота и Гвиневры у гробницы короля Артура» (1854) и ставшая лицом выставки «Прозерпина» (1874) Данте Габриэле Россетти.

Секция «Природа» немного скромнее, но и здесь найдётся на что посмотреть. Сложно будет отвести взгляд от картины Уильяма Дайса «Залив Пигуелл в Кенте — воспоминание о 5 октября 1858 года», поражающей просто фотографической точностью в передаче пейзажа. Не оставит безучастным и работа Джона Эверетта Миллеса «Долина вечного покоя» (1858-1859), изображающая молодых монахинь, выкапывающих могилу сестре.

Самый чувственный, центральный раздел выставки «Красота» собран из портретов натурщиц художников, запечатленных в разных ипостасях. Этакий «викторианский глянец». Здесь выделяются «Апрельская любовь» (1855—1856) Артура Хьюза, жизнерадостная «Возлюбленная» (1865-1866) и совершенно противоположная по настроению «Beata Beatrix» (1864-1870) Д. Г. Россетти.

Совсем небольшой раздел экспозиции - «Поэтическая живопись» - посвящен акварельным работам Данте Габриэле Россетти и его рано почившей супруге и натурщице Элизабет Сиддал.

В завершающей выставку «Утопии» представлена самая большая по размеру картина экспозиции «Любовь, ведущая пилигрима» (1896-1897) Эдварда Бёрн-Джонса, а также изготовленные Уильямом Моррисом и фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К» детали интерьера.

Выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» пользуется заслуженной популярностью и по праву может считаться одним из главных культурных событий 2013 года. В связи с надвигающимся днём закрытия желающих окунуться в мир прерафаэлитов становится только больше – ещё не все знают, что экспозиция продлена до 13 октября. Но и здесь не обходится без скепсиса снобов. Время от времени можно услышать брошенные в работы Россетти, Миллеса или Бёрн-Джонса, критические отзывы поистине рёскиновского содержания: «Да, ничё так» или «Не, эта мне ваще не нравится». Однако даже такие придирчивые критики обязательно встретят среди великолепного многообразия работ прерафаэлитов ту, которая не оставит их равнодушными.

Выскажись!

LORDI


!