Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Прерафаэлиты: Викторианский авангард

Прерафаэлиты: Викторианский авангард

С 11 июня в ГМИИ им. Пушкина открыта экспозиция картин основоположников викторианского авангарда – художников прерафаэлитов. По значимости для Великобритании, вклад прерафаэлитов сопоставим с вкладом передвижников в отечественную художественную культуру. Однако по причине замкнутости британской культуры мировое признание они получили только на рубеже XX– XXI столетий и по сей день остаются мало изученными за её пределами. Возможно, что отчасти благодаря этому выставка и по сей день не перестаёт привлекать внимание и имеет наплыв посетителей даже в будние дни.

0 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард1 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард2 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард3 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард4 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард5 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард6 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард7 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард8 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард9 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард10 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард11 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард12 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард13 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард14 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард15 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард16 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард17 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард18 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард19 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард20 фото к материалу Прерафаэлиты  Викторианский авангард

В 1848г. на художественную авансцену Великобритании вышли никому неизвестные доселе художники, пошатнувшие своим появлением закосневшие устои Викторианской эпохи. Члены «Братства прерафаэлитов», как сами обозначили себя молодые живописцы, подписывая свои работы таинственным «P.R.B.» (Pre-Raphaelites Brotherhood), выступили с новым художественным манифестом, затрагивающим не только искусство, но и социальную жизнь общества. Отвергая идеалы Высокого Возрождения, Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Дайс (1806-1864), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) и другие представители прерафаэлитов черпали вдохновение в полотнах средневековых живописцев кватроченто – Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли и Фра Анжелико. Заимствованную у них сочную, насыщенную палитру, а также подчеркнутую декоративность, основатели викторианского авангарда великолепно сочетали с предельной скрупулёзностью в изображении деталей и чувством природы, не стесняясь вместо Иисуса и Девы Марии изображать своих жён, любовниц и самих себя.

Прежде чем предстать перед публикой, экспозиция «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» готовилась целых 5 лет и сравнительно недавно (в 2012 году) открылась в галерее Тейт Бритен (Tate Britain) в Лондоне, сразу же став одной из самых популярных выставок за всю историю галереи. После Лондона выставка с успехом прошла в Вашингтоне, а после Москвы работы прерафаэлитов отправятся в Токио. Состав экспозиций в каждой стране слегка различается: в России, к сожалению, не выставляется одна из ключевых работ Д. Г. Россетти - «Лилит» (1868).

Всего в Музее изобразительных искусств представлено свыше 80 произведений прерафаэлитов, распределённых по 6 разделам: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись» и «Утопия», среди которых не только картины, но и предметы прикладного искусства – витражи, гобелены, образцы интерьерного и мебельного дизайна.

В открывающем экспозицию разделе «Спасение» мы соответственно встретим картины на религиозную тему, где знакомые всем сюжеты предстают подчас в совершенно неожиданном исполнении – ярком, смелом, иногда даже дерзком. Сюда относятся «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» (1857) кисти Данте Габриэля Россетти и очень трогательная работа Форда Мэдокс Брауна «Христос, омывающий ноги Петра» (1857-1858).

Следующий большой раздел – «Образы прошлого» - состоит из работ, выполненных по сюжетам мифов и произведений Уильяма Шекспира. Сюда включена легендарная картина Джона Эверетта Миллеса – «Офелия» (1851-1852) и поражающая цветовым решением «Мариана» (1851), а также «Последняя встреча Ланселота и Гвиневры у гробницы короля Артура» (1854) и ставшая лицом выставки «Прозерпина» (1874) Данте Габриэле Россетти.

Секция «Природа» немного скромнее, но и здесь найдётся на что посмотреть. Сложно будет отвести взгляд от картины Уильяма Дайса «Залив Пигуелл в Кенте — воспоминание о 5 октября 1858 года», поражающей просто фотографической точностью в передаче пейзажа. Не оставит безучастным и работа Джона Эверетта Миллеса «Долина вечного покоя» (1858-1859), изображающая молодых монахинь, выкапывающих могилу сестре.

Самый чувственный, центральный раздел выставки «Красота» собран из портретов натурщиц художников, запечатленных в разных ипостасях. Этакий «викторианский глянец». Здесь выделяются «Апрельская любовь» (1855—1856) Артура Хьюза, жизнерадостная «Возлюбленная» (1865-1866) и совершенно противоположная по настроению «Beata Beatrix» (1864-1870) Д. Г. Россетти.

Совсем небольшой раздел экспозиции - «Поэтическая живопись» - посвящен акварельным работам Данте Габриэле Россетти и его рано почившей супруге и натурщице Элизабет Сиддал.

В завершающей выставку «Утопии» представлена самая большая по размеру картина экспозиции «Любовь, ведущая пилигрима» (1896-1897) Эдварда Бёрн-Джонса, а также изготовленные Уильямом Моррисом и фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К» детали интерьера.

Выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» пользуется заслуженной популярностью и по праву может считаться одним из главных культурных событий 2013 года. В связи с надвигающимся днём закрытия желающих окунуться в мир прерафаэлитов становится только больше – ещё не все знают, что экспозиция продлена до 13 октября. Но и здесь не обходится без скепсиса снобов. Время от времени можно услышать брошенные в работы Россетти, Миллеса или Бёрн-Джонса, критические отзывы поистине рёскиновского содержания: «Да, ничё так» или «Не, эта мне ваще не нравится». Однако даже такие придирчивые критики обязательно встретят среди великолепного многообразия работ прерафаэлитов ту, которая не оставит их равнодушными.

Выскажись!

FOLK SUMMER FEST 2017 (KORPIKLAANI, TYR, АРКОНА И ДР.)


!