Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Рада Анчевская - интервью

Рада Анчевская - интервью

Сегодня мы берём интервью у Рады Анчевской, лидера группы Рада и Терновник. Творческая биография её настолько богата различными проектами и экспериментами, что только на то, чтобы перечислить их, ушло бы очень много времени. От альбома к альбому стиль группы претерпевает значительные изменения, а сама Рада принимает участие в проектах самых разных направлений. В этом интервью мы говорили о прошлом, настоящем и будущем, авангарде в музыке и творческом развитии личности.
Рада Анчевская (Рада и Терновник) - интервью
Фотограф: Екатерина Безродных

Здравствуйте, Рада. Наскоро пробежавшись по всяческим интернет-ресурсам, я обратил внимание на то, что ваш жанр все описывают совершенно по-разному. Но одно сразу бросается в глаза – такие слова как «психоделический рок», «авангард», «арт-рок» и даже «дарк фолк» встречаются очень часто. По большей части, это свидетельствует о том, что журналисты, да и простые слушатели, считают вашу музыку довольно сложной для восприятия. Как вы относитесь к тому, что вас регулярно зачисляют в ряды «элитарных» музыкальных коллективов?

Я не считаю, что арт-рок, дарк-фолк, психоделик-рок – это элитарная музыка. Авангард – да. Но к авангарду относится только мой личный проект «Рада и Госплан Трио» – вместе с Сергеем Летовым (саксофон) и Алексеем Борисовым (нойз). То же, что меня не причисляют к поп-музыке, это естественно. Я думаю, что все эти определения стилей и жанров – это очень условная вещь, в отношении нашей музыки. У нас разные альбомы, у нас были разные составы и, тем не менее, есть абсолютно узнаваемая группа «Рада & Терновник». Мы играем в стиле «рада и терновник». Если любопытно, то сейчас наш концертный вариант – это хард-рок звучание, с немалым элементом фолк-рока и арт-рока.

Интересно и влияние авангарда на ваше творчество. Но перед тем как поговорить о нём, вот такой вопрос: что для вас авангард в музыке? В чём его прелесть, и может ли он выйти, так сказать, в массы?

Когда авангард выходит в массы, он перестает быть авангардом (передовым) и становится мэйнстримом. Это как колбаса не может стать сыром, как ни старайся. Авангард – это самое непривычное для нас. Это то, что необходимо знать, слушать, видеть, хотя бы для того, чтобы не останавливаться в своем развитии.

Сергей Летов в интервью, кажется, 2007 года, говорил мне, что ему интересна, прежде всего, «новая импровизационная музыка». Вы работали вместе, много ли он привнёс в ваше творчество, а возможно и в мироощущение? Заставил ли как-то по-новому взглянуть на музыку?

Когда мы познакомились с Сергеем (примерно в 1990м году) моя творческая биография (как рок-певицы) равнялась нулю, но я уже не была ребенком, с неустоявшимся мироощущением. Поэтому, в мое мироощущение Сережа не привнес ничего. Мы много сотрудничали, Сергей музыкант от Бога, он очень эмоционален, сверхчувствителен, гениальный импровизатор. С ним я училась импровизировать, училась создавать сложные саксофонно-вокальные импровизации.

Расскажите немного о проекте «Рада и Госплан Трио». Для многих любителей рока он, как мне кажется, стал неким… открытием.

Этот проект не имеет ничего общего с рок-музыкой и группой «Рада & Терновник». Я не пою в этом проекте песен, я участвую как авангардная певица, как импровизатор. Любителям рока тут слушать нечего. Эта музыка интересна авангардистам, электронщикам, любителям фри-джаза.

Ваши стихотворения являются частью сборника «Поэты русского рока». При этом музыкальная составляющая в вашем творчестве столь важна, что часто и вокал кажется не средством передачи текста, а отдельным музыкальным инструментом. Как вы относитесь к тому, что в так называемом русском роке обычно именно слова выходят на первый план, и можете ли вы сказать это о Раде и Терновнике?

Голос – это энергия. В нашей музыке текст важен как опора, но можно не различать слова и просто ощущать энергию голоса. На концерте абсолютно спокойно можно не вслушиваться в текст, а плыть по течению – по течению музыки. Текст лучше послушать на альбоме, почитать в интернете на нашем сайте. Я пою на своем языке, передаю определенные образы. Но эти образы можно считывать напрямую (на концерте), без опоры на текст. Кстати, мы выступали перед аудиторией, не знаюшей русского языка и никаких проблем не возникло. Вся информация поступала к людям напрямую, они просто слушали муыку, голос и напрямую получали образы песен. Русский рок – это определенная стилистика, к которой мы не относимся. Это как то, что не всякий исполнитель песен под гитару - КСП.

Хотелось бы вернуться в прошлое. Когда-то вы выступали исключительно сольно. Потом появилась группа. Но вы всё равно продолжаете экспериментировать, участвовать в самых разных проектах… У меня по этому поводу скопилась уйма вопросов, но я постараюсь их все впихнуть в один: что вам это даёт?

Мне это интересно.

Рада Анчевская (Рада и Терновник) - интервью
Фотограф: Яка Мачлева

Хотелось бы поговорить о таком понятии, как творческий рост. Мне представляется такая аналогия: человек получает землянку, обосновывается в ней. Потом, поднакопив денег, ставит сруб. Потом – каменный дом. Покупает ковры, вешает гардины, ставит в прихожей шкаф из красного дерева. В таком процессе есть прозаическая цель: максимально улучшить своё жилище, достичь какого-то материального благополучия. Но есть ли какая-то определённая цель в творческом развитии, и если есть, то какая?

Это абсолютно неправильная аналогия. Она очень поверхностная и исходит из того, что есть постоянное поступательное движение. Это не так. Каждую секунду своей жизни мы что-то приобретаем, что-то теряем. Старик приобретает мудрость и теряет гибкость суставов, например. Цели в творческом развитии быть не может. Цель может быть, когда мы говорим о карьере – достичь определенного положения, стать начальником. Цель может быть, когда мы говорим о конкретных вещах – издать альбом, выступить на определенной площадке. Но это же не имеет отношения к творчеству как таковому. Это сопутствующие факторы. Творческое развитие – оно на то и РАЗВИТИЕ, чтобы не было ограниченности, некоей точки, которую надо достигнуть и успокоиться.

Человек в творчестве – одиночка, или ему нужна помощь других людей? Лично вы – деталь механизма, или основной участник творческого процесса?

Нет одного на всех рецепта. Кому-то комфортнее создавать все от А до Я в одиночку, кому-то необходима помощь. Мне интереснее СО ТВОРЧЕСТВО. Мне интересно, когда каждый участник коллектива – СО автор, каждый СО чувствует.

Судя по вашей биографии, вы в той или иной мере работали или просто общались с огромным количеством музыкантов, художников и так далее. Как вы думаете, люди сильно влияют друг на друга? Что это даёт человеку?

Люди учатся друг у друга.

Расскажите немного о планах на ближайшее будущее. Я так понимаю, лето будет богато фестивалями, а что потом? Ждать ли нам в ближайшее время новых альбомов и новых экспериментов?

Осенью этого года нашей группе исполняется 20 лет. Будут концерты, будут туры по России. Летом у нас несколько европейских фестивалей – Австрия, большой фестиваль в Италии, Франция, Словения. Пишем новый альбом.

Расскажите, чего нам ждать от готовящегося альбома?

Мы пока и сами не знаем, чего ожидать от нашего нового альбома... Могу сказать только то, что будут включены как прозрачные, полуакустические композиции, так и мощные, практически хардовые вещи. Это не будет фиксацией нашей нынешней концертной программы - это будет даже немного не похоже на то, что мы сейчас делаем на концертных выступлениях. Но не менее интересно!

У нас есть традиция в конце интервью просить отвечающих сказать пару слов читателям. Так сказать, добавить интерактива. Скажите и вы что-нибудь этим людям, среди которых, наверняка, большое количество ваших искренних поклонников.

Живите интересно!

Выскажись!

CARCASS


!