Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Рецензия на фильм Шрам

Рецензия на фильм Шрам

19 февраля на российские киноэкраны выходит фильм "Шрам" немецкого режиссера Фатиха Акина.

0 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам1 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам2 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам3 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам4 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам5 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам6 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам7 фото к материалу Рецензия на фильм Шрам

Режиссер фильма - этнический турок  снял фильм о горе народа, пострадавшего от его предков. Персонажи картины,  в большинстве своем - враги. В фильме мы видим "злых" мусульман-турок и страдающих христиан-армян. Однако, при развертывании сюжета,  оказывается, что и жестокие враги могут быть милосердными, так же, как прекрасное тело может нести в себе смертельную болезнь.  Авторы фильма  предлагают зрителям  задуматься об общечеловеческих ценностях гуманности и морали, вне зависимости от национальности и религии, о дуализме добра и зла. 

Действие начинается в 1915 году.  Разгар Первой мировой войны... Главного героя - кузнеца Назарета Манукяна (актёр Тахар Рахим) забирают в армию турецкие солдаты. Однако,  попадает он не на войну, а на каторгу, где вместе с ним работают другие армяне. Турки решают расправиться с пленными иноверцами, Назарет чудом остается жив, но теряет голос. Скитаясь по пустыне, он узнает, что вся его семья погибла. После войны ему сообщают, что его дочери-близнецы  возможно живы  и их отправили на Кубу. Отец отправляется на поиски детей  в Гавану, затем в Северную Дакоту. Путь Назарета несколько затянут, но зато у зрителя остается впечатление фильма-приключения.

Исторический фон передан в первой половине фильма  размыто: турки занимают город, выселяют армянскую диаспору, тысячи беженцев направляются в пустыню. Кровавой резни в городах и других социо-политических факторов, которые, казалось бы, должны были присутствовать для полного описания трагедии народа, показано не было. Нет упоминания о вооруженных восстаниях армян, при которых погибали турки. Фильм рассчитан на неподготовленного зрителя, однако причина геноцида не освещена. Остается только гадать: сделано это для того, чтобы зритель, прочитав исторические факты, сформулировал свои выводы или для того, чтобы обойти вопрос вскользь, вынеся на передний план государственные действия против армян. Странно, но особенного душевного переворота и эмоционального потрясения фильм не вызвал. Возможно, сыграл контраст с недавно просмотренным фильмом "Испытание" Александра  Котта, в котором чувства героев переданы на предельном надрыве. Сам режиссер "Шрама" говорит, что он не хотел говорить о политике, а хотел лишь показать драму одной семьи в истории, что не является достаточно объективным для темы убийства человеком человека, народа другим народом.

Фильм  полон метафор и символов. Само название фильма "Шрам" - символ неизгладимого ужаса, который навсегда остался в памяти народа. Шрам  для главного героя -  напоминание  о турецком клинке, который лишил его голоса, превратив  в безгласного и беззащитного перед внешним миром человека. В течение всего фильма звучит армянский напев, как боль  души человека, потерявшего любимых людей. В начале картины жена поет песню Назарету, во второй части фильма она является к нему видением, чтобы не дать ему умереть.

Съемки проходили в Иордании,  Канаде, Германии, на Кубе и Мальте. Смена пейзажей и длительное путешествие героя от одной точки к другой напомнили мне сказку о Синдбаде, который так же, преодолевая  препятствия,  шел к своей  цели - к дому. Герой "Шрама" утратил дом,  но для него он там, где его дочери. Он попадает к разбойникам; в лагерь умирающих соплеменников -  почти мертвецов, голосов с того света; в дом купца-мыловара; через море  - в Новый Свет, такой невиданный и яркий, полный ощущения близости цели. Жанр нового фильма, по определению Фатиха Акина, "вестерн". Вестерн, как мысль о покорении Запада, как схожесть пустыни Турции с саванной Америки.

Интересно то, как сыграно отсутствие голоса у Назарета. Его глаза и чувства - больше, чем язык. Даже в безлюдной пустыне, безмолвной, как сам герой, путник встречает доброго человека. Странно отношение Назарета к Богу: по мере продвижения по своему пути он теряет веру в него, хотя сам Бог посылает ему нужных людей. Ведь такие случайные встречи невозможны без высшего повеления. Не показано обращение к Создателю и в конце картины, когда герой достигает цели. Картина  стала одной из ожидаемых на 71-ом Венецианском кинофестивале.  Говорить об исторических событиях такого рода трудно, всегда найдутся оппоненты, несогласные с автором. Но не  будем  забывать, что кино - важнейшее из искусств, способное формировать мнение общественных масс.

Фильм "Шрам" показался мне неоднозначным, посмотреть его стоит. Для дилетантов в области истории Востока это повод перед просмотром фильма  обратиться к достоверным историческим фактам  и проанализировать его связь с современной ситуацией на мировой арене.

Выскажись!



!