Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Рецензия на Песнь о моей Мурке

Рецензия на Песнь о моей Мурке

Книга Александра Сидорова «Песнь о моей Мурке» наконец увидела свет. Мы её уже анонсировали, выкладывали интервью с автором и даже небольшой фрагмент, поэтому наши постоянные читатели уже имеют о ней определённое представление. Для тех же, кто ещё ничего не слышал об этом занятном томике, скажем, что «Песнь о моей Мурке» - это масштабное исследование блатной песни, причём не оторванное от жизни нашего общества, а имеющее многочисленные отсылки к истории и культуре России.
Обложка книги Песнь о моей Мурке Александра Сидорова

Наиболее придирчивый читатель наверняка уже загорелся негодованием: как же так, история, культура, а рядом с ней – блатная лирика, которая кажется маргинальной и антисоциальной. Однако дело обстоит совсем не так. Книга «Песнь о моей Мурке» доказывает, прежде всего, что блатная песня не ушла далеко от общества, её породившего. Более того, она абсолютно законно претендует на звание наиболее близкой к народному творчеству песни. И дело даже не столько в том, что эта сфера музыкальной жизни далека от бизнеса и коммерции, сколько в самой её истории. Как показывает практика, зародилась она не в Советском Союзе, а значительно раньше, корни её уходят в песню разбойничью, вольную, ту, которую сложно отделить от народной крестьянской традиции. Конечно, со временем она обрела ряд закономерных штампов и свой собственный жаргон, который режет слух человеку интеллигентному или считающему себя таковым. Но не в этом дело.

Написанная с лёгкой иронией, книга повествует о том, что блатная арестантская песня способна приоткрыть нам завесу истории нашей страны. Подробнее вы сможете прочитать сами, здесь же укажем лишь несколько примеров: по эволюции некоторых знаменитых блатных композиций можно судить об изменении мнения общества относительно различных проблем. Так, созданная когда-то ушедшими в подполье семинаристами песня «Гоп со Смыком» претерпевала многочисленные изменения, связанные с изменчивостью государственной политики относительно религии. Уголовный мир по-своему откликался на все события, происходившие на политической арене, и эти отклики прослеживаются в творчестве.

Аналогичным образом можно следить за ходом истории и по многочисленным пародиям, которые постоянно выдумывал человеческий гений. Так, на мотив самых знаменитых блатных композиций народ, уже никак не связанный с уголовным миром, выдумывал свои версии, повествующие о различных случаях из жизни. Существуют и географические различия, позволяющие судить и о времени создания той или иной песни, и о том, кем они были написаны. К примеру, на мотив легендарной Мурки, ставшей заглавной песней книги, была позднее написана еврейская версия, начинавшаяся со знаменитой фразы «раз пошли на дело я и Рабинович».

Стоит заметить, что Александр Сидоров в своём труде последователен и принципиален. Он нигде не пишет прямо о том, как стоит оценивать данный вид фольклора, но, прочитав эту книгу, вы уже не будете морщиться при звуке аккордов Мурки. Просто потому, что настало время наплевать на все табу и обратиться к этой части нашей культуры как к тому, что уже свершилось, что есть, и что может помочь познать те стороны нашей жизни, которые, хорошо это или плохо, существуют рядом с нами. Вспоминается знаменитая фраза «времена не выбирают». Разбивая один за другим устоявшиеся стереотипы, автор «Песни о моей Мурке» подходит к главной мысли всей книги: блатная песня – это не то, чего надо стыдиться. Её можно анализировать, по ней можно изучать наше общество, подчас даже совсем не связанное с уголовным миром.

Итак, «Песнь о моей Мурке» - это несколько песен, разобранных на куски. Александр Сидоров препарирует их подробно и основательно, он залезает в исторические документы и общается с носителями, строит предположения и прослеживает географию перемещения первых вариантов той или иной композиции, пытаясь обосновать своё мнение. В тех случаях, когда доказать его невозможно, он выдаёт гипотезу, в остальных же случаях приводит доказательства. В этой книге нет ни одного голословного утверждения, ведь каждое слово имеет свою историю. Скажем так, эта книга – история слов. Простых, бесхитростных, иногда циничных и нецензурных, иногда наивных и даже смешных. Читать её интересно даже тем, кто ни капли не интересуется блатным миром и его фольклором. В конце концов, у вас есть возможность получить какие-то знания, углубиться в историю, при этом особо не отвлекаясь на постоянные поиски непонятных выражений, чем грешат многие научные труды. А приятный слог, присущий книге, скрасит даже самые неприятные для нас, эстетов, моменты.

Мой личный вердикт: книга обязательна к прочтению. Пожалуй, это – самое серьёзное, и вместе с тем, самое увлекательное исследование последнего времени, и не прочитать его было бы просто грешно.

Выскажись!

CARCASS


!