Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Рецензия на Ракетную Рапсодию Семёна Лопато

Рецензия на Ракетную Рапсодию Семёна Лопато

Не так давно вышла книга загадочного писателя по имени Семён Лопато. Получивший название «Ракетная Рапсодия» роман сразу приковал к себе наше внимание (в первую очередь, конечно, из-за фамилии автора). В результате прочтения на свет явилась данная рецензия, которая без сомнения не оставит равнодушным ни одного ценителя литературы со смыслом: слишком много в Рапсодии спорного, одновременно умного и сомнительного.
Ракетная Рапсодия Семёна Лопато

О контрастах

Книга со столь лиричным и претенциозным названием должна как-то ему соответствовать, доказывая свою музыкальность. К сожалению, эту музыкальность романа разглядеть практически невозможно, она теряется за нагромождением ненормально больших диалогов, описаний фактических вопросов и отстранённых рассуждений на темы, редко волнующие простого обывателя. Проще говоря, книга является результатом смешения многих мыслей автора, и знаменитая поговорка, гласящая, что роман – это сильно разросшийся афоризм, в данном случае не работает. Тут целое множество афоризмов, и все явно испытывали воздействие какого-то усилителя роста на протяжении долгого времени. При этом книга имеет большое количество плюсов, если раскладывать её на части, долго копаться в каждом отрывке и перечитывать особо умные места по несколько раз. Обязательно советуем её прочитать любителям умных книг, остросюжетных книг, оригинальных книг, «запретных» книг.

Некоторая сумбурность нашей рецензии объясняется очень просто: впервые в истории нашей работы мы видим книгу, которая запоминается, прежде всего, удивительным контрастом между осмысленностью и, простите, пошлостью. Пошлостью – во всех смыслах этого слова сразу, а не в том, что периодические сцены секса вообще-то женатого героя «выполнены в реалистичной манере», как говорят в таком случае экскурсоводы в музеях искусств.

Во-первых, стоит отметить, что монологи и беседы, посвящённые проблемам современности, а также прелестям прошлой эпохи, неплохо подкреплённые фактами и примерами, выполнены безупречно. Поначалу кажется, что читаешь публицистику, в которую автор зачем-то запихнул ещё и сюжет, что очень необычно для писателя, который в жизни является успешным бизнесменом (читайте интервью с Семёном Лопато). Но дальнейшее его развитие резко огорчает любителей пофилософствовать и начинает радовать любителей экшна. Зато с первых строк понятно, что книга, в общем-то, для взрослых вдумчивых людей, подросткам её лучше вообще не показывать.

Во-вторых, при чтении стоит обратить внимание на характер главных персонажей. Точнее, на его отсутствие. Для того, чтобы читателю было легче вжиться в роль, автор делает главного героя изначально безликим, подвластным всем смертным грехам патриотом, идейным ретроградом и так далее (персонаж меняется в зависимости от ситуации и от рассматриваемых вопросов). При этом он всегда остаётся невозмутимым и прямолинейным, что не может не радовать. По крайней мере, такую благодетель автор у наших современников не отобрал. И то приятно.

Теперь что касается той самой пошлости. Она – во всём, что касается простого земного быта: богачи и представители структур спокойно говорят об откатах, «партнёрстве», кроют матом всех и вся, то есть, по мнению автора, сливаются в культурном экстазе с большинством населения и чисто теоретически становятся к нему ближе. Хуже дела обстоят с девушкой, выбранной героем произведения в качестве своей возлюбленной. Её лексикон напоминает подслушанный с балкона полилог рабочих, получивших увечья от упавшей с крыши черепицы. Но об этом особенно ярком персонаже – чуть позже.

Сюжет Ракетной Рапсодии

Россия в очередной раз решила протестировать новые военные разработки. И, конечно, всё пошло сикось-накось: две экспериментальные ракеты улетели по назначению и упали где-то на полигоне, попутно распугав пару птичьих стай и оставшись незаметными для сторонних наблюдателей, а вот третья…

Третья усвистела в самую гущу белорусских лесов и осталась там лежать в ожидании каких-нибудь грибников, которые могут забраться в лес, а найти вместо подосиновиков да подберёзовиков такое, что просто мама не горюй.

Конечно, такая ситуация, да ещё и накануне подписания важного договора двух стран партнёров, никого не устраивает. А самое обидное, что спецслужбы не пошлёшь, больно тонкое дело. В результате, ответственные лица решают заслать в дебри Беларуси простого человека, отмеченного небольшим грифом секретности – инженера, разрабатывавшего когда-то вполне сходные с ракетами вещи. Естественно, на территории независимого государства нашему протеже предстоит встреча с единственной и неповторимой, участие в убийстве и попытка вывезти двухметровое чудище из страны с помощью:
а) одной девушки,
б) верёвки,
в) ковра!
Вот так вот. Скучно точно не будет.

Многоликий Янус, или персонажи Ракетной Рапсодии

Персонажи книги, как я уже говорил, весьма условны. Автор не показывает характеры, он говорит о людях, как об элементе романа, без которого, к сожалению, не обойтись. Если бы не каноны, как мне кажется, жили бы на страницах книги люди без имён и фамилий, и даже без внешности. Но с определённым размером груди. А куда без этого?

Больше всего удивляет единственная и неповторимая. Как главный персонаж умудряется испытывать нежные трепетные чувства к такой девушке, для меня остаётся загадкой. Ещё более загадочно, что он собирается бросить ради неё жену и ребёнка! Видимо, именно поэтому последние описаны буквально в двух словах, чтоб, значит, читателю не дай бог не стало их жалко.

Порадовал безымянный агент западных служб: он удивительно точно описывает позицию западного мира к разным там варварам. Сердце читателя прямо-таки кипит негодованием, а, значит, эффект достигнут. Ура!

Представители отечественных спецслужб, увы, выглядят хуже, хотя и не лишены некоторого обаяния. Особенно сильно подчёркивается то, что они, по существу, такие же простые люди, как все, а, значит, и спрос с них такой же. Дескать, если вам не нравится, начните изменять мир с себя. Вообще, воспитательный момент в книге есть, что само по себе приносит много очков в пользу Семёна Лопато.

Семён Лопато как способ мыслить

Как мне кажется, Семён Лопато превратно трактует понятие постмодернистской литературы. Он вычленил и удачно использовал два аспекта: свойственную постмодернизму распущенность и обязательную для Литературы осмысленность. В результате получился взрывоопасный коктейль, книга, заставляющая задуматься над действительно серьёзными проблемами современности и, одновременно, потешить фрейдистски низменные инстинкты. Именно поэтому хотелось бы посоветовать книгу к прочтению взрослым читателям, а от детей её убрать подальше, им пока такое читать рано.

Сам автор, кстати, не спешит называть себя писателем, что он весьма двусмысленно подчеркнул в своём интервью, размещённом на нашем портале.

Материалы о Семёне Лопато:
Интервью Семёна Лопато

Выскажись!



!