Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Рерихи - отец и сын

Рерихи - отец и сын

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» Н.К.Рерих

0 фото к материалу Рерихи - отец и сын

Творчество Николая Константиновича Рериха (1874-1947) представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие - более тридцати печатных научно-философских трудов. В состав выставки вошли картины раннего периода творчества художника, созданные в Финляндии, картины американского периода, а также работы, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции и в гималайской долине Кулу в последний творческий период художника. К русскому  периоду относятся следующие картины: архитектурный этюд «Башня Нижегородского кремля (1903)», эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна Священная» «Великая жертва» (1912), величественный финский замок Нейшлот. Олафсборг (1910-е), поэтические пейзажи Севера, в том числе, созданные по мотивам скандинавских саг.

Картины, созданные в  США, знакомят зрителя с малоизвестным в России периодом творческой деятельности художника в Америке. В собрании российских музеев крайне мало картин этого периода. Преимущественно они находятся в частных собраниях и зрителю недоступны. Но и в США художник не забывает о Родине и своих устремлений на Восток, в Индию. Об этом свидетельствуют такие картины как «Язык Леса» (1922), «Сон Востока (1920), «Тайные Знаки» (1921). Красота североамериканской природы нашла отражение в двух работах, представленных на выставке: «Санта-Фе. Нью Мексико (1921)» и Монхеган. Мэн (1922)». Художник всюду старался выделить общие культурные элементы, то, что способно объединить человечество даже через пространство океанов и высоких горных хребтов.

Представленные на выставке произведения периода 1924-1947гг. наглядно иллюстрируют маршрут Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиции, красоту горных кряжей Западных Гималаев: долины Кулу, Спити, Лахула и Ладака. Среди экспедиционных работ такие известные произведения, как «Ладак. Лэ. Королевский дворец (1925)», «Исток Инда (1925), «Перевал Сассер (1925), «Грядущее» (1927), эскиз к картине «Красный всадник» (1927).  Большая часть работ относится к знаменитой серии «Гималаи», в которой, по мнению сына художника С.Н. Рериха, достигнута  «предельность нашей физической передачи, не только внешнего облика, но и внутреннего звучания – смысла, которую более никто не способен сделать». Сам мастер называл картины этой серии «путеводными темперами» и  «панорамой азийских просторов». За серию  картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии «Мастером гор». В результате научно-исследовательской работы сотрудников музея имени Н.К.Рериха картины серии «Гималаи» будут представлены с уточненными названиями и дополнены полотнами «Дозорный» (1938), «Гора духовного отдохновения» (1931), «Ковер-самолет» (1935-1936), «Тревога» (1939), «Ведущая» (1944), «Вестник от Гималаев» (1940), «Меч Гесер Хана» (1943), «Корабль пустыни» (1935-1936), «Каменная баба. Монголия» (1935-1936),  «Сиссу» (1945) и др. произведениями.

Значительный интерес для исследователей представляют шесть графических работ художника, отражающих период его творчества от самых ранних студенческих работ до картин 1930-х гг. Это эскизы: «Старцы сходятся» (1898), «Слепые» (1905), «Распорядитель пира» (1912), «Молитва» (1930), «Дева на костре» (1930), «Св. Франциск (1931)».  Эти работы зритель увидит впервые.

Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. Он - инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества - Пакта Рериха. В 2015г. Пакту Рериха исполнилось 80 лет. Подписание Пакта  академик Н.К. Рерих встретил на маршруте Маньчжурской экспедиции. В этом году исполняется 80 лет со дня завершения научной экспедиции по Внутренней Монголии.

Творчество Святослава Николаевича Рериха (1904-1993) являет собой высокий пример служения подлинному Искусству и Красоте. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист, всю свою жизнь он отдал проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции человечества. На выставке зритель сможет познакомиться с  пейзажной живописью художника, в которой отражена яркая палитра красок индийской природы, эскизы из серии «Мои соседи»,  эскиз к  триптиху художника «Распятое человечество» (1930-1940-е), портрет Н.К. Рериха, многочисленные картины  священных гималайских вершин,  а также увидеть уникальные картины из серии «Тонкий мир». Художник-философ и исследователь он открывает нам в своей живописи те незримые тонкие миры, что являются составной частью нашего бытия, те недоступные обычному глазу тонкие энергии, которые излучают все тела и предметы – от гигантской звезды до простого камня.

 Тема вестника и вести, которую Святослав Николаевич разрабатывал в разных вариантах, принадлежит особому кругу тем в его живописи. Он связан с вопросами космической эволюции, познания законов Бытия, духовного совершенствования человечества под руководством  Учителей, стоящих на более высоких ступенях эволюции. Эта теме представлена эскизом «Вестник» (1940).

Творческая мастерская художника в полной мере раскрывается благодаря впервые представленными графическими работами С.Н. Рериха, поступившими из коллекции индийских почитателей таланта С.Н.Рериха.  

Святослав Николаевич  был не только мастером живописи, удостоенным звания Почетного члена Академии Художеств СССР, но и ученым-педагогом, мыслителем, крупным общественным деятелем. Святослав Николаевич Рерих воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Именно он передал в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н.К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» - этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены  семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.

Международному Центру Рерихов принадлежит одна из самых крупных коллекций произведений художника. Эта организация, в состав которой вошел музей имени Н.К.Рериха, была создана по инициативе младшего сына художника - Святослава Николаевича Рериха, передавшего в 1990г. наследие семьи Рерихов в Россию.

Имена Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха стоят в ряду открывателей новых путей в искусстве. В своем творчестве  Отец и Сын дают уникальный синтез Востока и Запада, то органичное сочетание мира «горнего и дольнего», на примере которых будут  познавать нашу многообразную жизнь и стремиться к Прекрасному современные и будущие поколения.

Выставка открыта до 30 августа 2015 года по адресу: Москва. Малый Знаменский пер. 3/5

Часы работы: с 11.00 до 18.00, выходной – понедельник. Тел. для справок: 8 499 271 34 17.

Выскажись!

CARCASS


!