Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Секреты души

Секреты души

Корресподненты Алекс Громов и Ольга Шатохина подготовили краткий обзор трех литературных трудов, рассказывающих не только о том, как выжить в собвременном мире, но и как успешно заимодействовать с окружающими. В полной версии статьи: "Жизнь для себя" Карины Сарсеновой, "Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев" Филипа Зимбардо и "Взгляд сквозь пальцы" Елены Арифуллиной.

0 фото к материалу Секреты души1 фото к материалу Секреты души
Warning: getimagesize(): corrupt JPEG data: 4890 extraneous bytes before marker in /home/users/h/hozport/domains/genefis-gbr.ru/sys/view.class.php on line 283
2 фото к материалу Секреты души

Карина Сарсенова. Жизнь для тебя

Издание посвящено философии взаимодействия и взаимного влияния человека и мира, который его окружает. Рассматриваются причины возникновения стереотипов и иллюзий, значение вечных ценностей, тонкости зарождения и развития человеческих отношений. Например, ситуация зависимости ведомой души складывается отнюдь не под влиянием чистой жертвенности, как это часто принято считать: «Иногда, как известно, такие союзы формируются за счет слияния двух встречных намерений. Но столь же быстро обнаруживается их различность, таящаяся в подспудной одинаковости порождающих их сознаний! Ведь чем оно скупее, тем выраженнее эгоцентрическим окажется намерение человека. А сохранить союз на удачном соединении двух эгоцентрических намерений удается совсем немногом. Для этого эгоцентризм должен быть взаимовыгодным, то есть удовлетворение потребности одного существа должно создавать условия для реализации намерений другого….»

Автор, профессиональный психолог, раскрывает многие актуальные темы, сочетая научную точность с литературной образностью: «Истинный безумец утрачивает связь с собой на основании мощных процессов энергетической деструкции, протекающих у него в душе. Эти процессы не являются признаками деградации, но могут ей предшествовать…»

И, конечно, как одна из важнейших способностей, отмечается умение видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии, сложности, порой противоречивом, но неразрывном единстве бесчисленного множества взаимодополняющих элементов: «Парадоксальность как временное качество сознания проявляется во всех сферах внутренней и внешней жизни человека и, конечно, в способе его восприятия и изучения мира и себя… Чем грубее и суженнее сознание, отражающее реальность, тем сильнее будет ее искажение, вовсе не замечая ограниченности своего восприятия, попусту отсеивая парадоксы  и фокусируясь на доступной картине мира…». Книга, написанная в живой и яркой манере, не просто являет собой содержательный текст, но и может стать для читателя хорошим собеседником.


Филип Зимбардо. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев.

Филип Зимбардо – известный американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, в котором студенты были поделены на группы «заключенных» и «надзирателей». Кто же виноват, что неплохие люди превращаются при определенных условиях в злодеев? Люди или обстоятельства? Ученый делает красноречивый вывод, что есть  «более мощные силы, превращающее добро в зло, - силы Системы, сложное переплетение могущественных влияний, которые и создают Ситуацию. Большое количество данных, накопленных социальной психологией, подтверждает идею о том, что в определенном контексте ситуационные факторы оказываются сильнее свойств личности».

Но почему совершающие преступления часто даже не скрывают их, а наоборот – гордятся и демнострируют? Одна из самых интересных глав носит красноречивое название – «Трофейные фотографии из другой эры». В ней рассказывается о «трофейных фотографиях», которые были распространены в США в 1880-1930-хх – т.е. продавались в виде открыток в магазинах и отправлялись по почте. На этих снимках были запечатлены суды Линча, причем «на некоторых снимках можно увидеть даже улыбающихся маленьких детей – родители их взяли с собой, чтобы они тоже насладились мучениями и зверскими убийствами «ниггеров»».

Но не избежала подобной традиции и Европа – всего через десяток лет, в сороковых годах XX столетия, подобные «трофейные фотографии» делали германские солдаты и офицеры на территории СССР и Европы, фиксируя подготовку и сами расправы над пленными, подпольщиками, евреями, цыганами. Среди тех, кто фотографировал и исполнял эти преступные приказы о казнях были не только фанатики и убежденные фашисты, но вполне добропорядочные, уже немолодые немецкие бюргеры, призванные на службу в вермахт и принимавшие участие в различные карательных акциях. Благодаря пропаганде скрытый (внутренний протест) против убийств у многих из них постепенно сменился чувством гордости в связи с принадлежность к высшей расе и презрением к недочеловекам.

Но есть еще один уже современный аспект «трофейных фотографий», связанных с эксгибиционизмом, поскольку «эксгибиционистам всегда нужда аудитория возбужденных вуайеристов, которые наслаждались бы их выходками. Однако они забыли о том, что благодаря обмену файлами и легкости их копирования цифровые изображения начинают жить собственной жизнью; фотографы уже не смогли выбрать, кто будет видеть их снимки, и в результате пойманы с поличным».


Елена Арифуллина. Взгляд сквозь пальцы

В этом увлекательном романе хватает и точно подмеченных черт современной реальности, и завораживающих взлетов фантазии. В южном городке у моря живет мать с двумя дочерьми. Она врач-психиатр, трудится на полторы ставки да еще хватается за любую халтуру вроде выведения курортников из запоя. Семья переехала сюда из Сибири, спасая своих малышек от болезней. Но надежды обманутых дольщиков на собственное жилище оказались погребенными в котловане под фундамент дома, который никто и не думает строить.

Теперь у героини – съемная халупа, муж-хирург на заработках в Африке и отчаяние, подступающее вплотную всякий раз, когда младшая дочка, не расстающаяся с уродливой игрушкой, спрашивает, где же папа. «Ты же видишь, после отъезда отца ребенок чувствует себя беззащитным… Нет ощущения справедливой и доброй силы, которая всегда рядом – а оно должно быть у нормального любимого ребенка. Вот Анфиса и заполнила эту пустоту. И это еще очень легкий вариант развития событий».

Однажды на собственно лестничной клетке героиня буквально спотыкается о дряхлую нищенку, которая вскоре тут же умирает. Но кто бы знал, что то была уроженка средневековой Японии, способная оборачиваться лисой... И вскоре доктор понимает, что дар кицунэ перешел к ней: «Я обернулась на шум и обнаружила, что тени у меня нет». Исчезает и отражение в зеркале, а потом появляется снова, но уже в лисьем облике. «Никогда в жизни я не сочиняла стихов. Любила их, легко и надолго запоминала – да. Но этих стихов никогда не читала и не слышала. Это было хайку – но откуда оно взялось? И этот смешок… В нем звучало довольство, почти торжество. Но смеялась не я. Тембр голоса, интонации —  всё было не моё. Любой начинающий психиатр проходит через это. Сначала просто боится заболеть тем, от чего лечит других. Потом ищет и находит у себя отрывочные симптомы…».

Но ни на безумие, ни на страх перед ним времени уже нет. Ведь если это и впрямь превращение, которое вот-вот станет полным, то кто позаботится о девочках?.. Но если выполнить условие – трижды обрадоваться происходящему, да еще суметь обрадовать кого-то другого – чары спадут. И история о выживании и воспитании превращается в поучительный квест по поиску радости. 

Выскажись!

LORDI


!