Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Сергей Эйзенштейн: от ПРОЛЕТКУЛЬТА до Соцреализма

Сергей Эйзенштейн: от ПРОЛЕТКУЛЬТА до Соцреализма

Один молодой человек на вопрос о личности Эйзенштейна ответил, что это, кажется, какой-то учёный. Наверное, крупный, раз фамилия на слуху. Так рождается любимая в среде современной интеллектуальной прослойки общества идея о глупости и необразованности молодёжи. Действительно, иногда страшно становится от того, что такие великие имена стираются из памяти, тускнеют, как будто, кто-то с навящивой периодичностью скоблит перочинным ножом строку с их инициалами в книге отечественной истории. С другой стороны, пытаясь найти всеобъемлющие материалы о жизни и творчестве Сергея Михайловича, я столкнулся с примитивнейшей проблемой: они попросту скучны. Огромное культурное наследие, доставшееся нам от Эйзенштейна, не доходит до людей, оно разбито на специализированные тексты, стенограммы, биографические справки в словарях и скупые рецензии на фильмы, рождённые на заре жизни Отечественного кинематографа. Эта академичность со временем становится всё более серьёзной преградой к познанию такого обширного, многомерного и попросту интересного явления, как творчество и жизнь Сергея Михайловича Эйзенштейна, создателя знаменитого «Броненосца Потёмкина». Фильма, который режиссёры мира однажды признали лучшим фильмом всех времён и народов.
0 фото к материалу Сергей Эйзенштейн  от ПРОЛЕТКУЛЬТА до Соцреализма1 фото к материалу Сергей Эйзенштейн  от ПРОЛЕТКУЛЬТА до Соцреализма2 фото к материалу Сергей Эйзенштейн  от ПРОЛЕТКУЛЬТА до Соцреализма

Жизнь Эйзенштейна и его отношение к людям и к себе представляют огромный интерес. Своей работоспособностью Сергей Михайлович превосходит многих современных режиссёров, не смотря на то, что им сегодня куда выгоднее снимать как можно больше и иметь огромную прибыль. Возможно, этому его научил отец, с которым одиннадцатилетний Эйзенштейн остался по решению суда в 1909 году. Михаил Осипович Эйзенштейн, кстати, не смотря на своё звание статского советника, имел прямое отношение к искусству. История помнит его как зодчего, замечательного архитектора, на счету которого множество строений в стиле модерн. Удивительно, как такой уважаемый в обществе человек, наделённый большой властью, мог в качестве хобби заниматься архитектурой, причём не в теории и не на бумаге. Десятки его домов, ставших «доходными», современники оценивали неоднозначно, различные слухи постоянно витали вокруг них, а точнее, вокруг определённых деталей их отделки. До нас дошли лишь усечённые копии, так как женские фигуры, украшавшие доходные дома, были утрачены при весьма загадочных обстоятельствах. Говорят, что отец будущего режиссёра в семье был тираном, сам Сергей Михайлович упоминал об отце, что тот знал два иностранных языка и любил классическое искусство. Рига, воспитавшая Эйзенштейна-младшего, до сих пор хранит маленькие следы пребывания отца и сына, например, мемориальную табличку на доме, где жила семья.

Сергей Эйзенштейн во многом обошёл своего отца. Знаменитая фраза, гласящая, что дети идут на шаг впереди родителей, легко может быть проиллюстрирована примером этого занимательной семьи. Будущий режиссёр учил сразу три языка, а не два, как его отец. Кроме классики, сын понимал, принимал, и, более того, использовал в работе новые веяния искусства. Но размолвка между ними произошла, конечно, не из-за подобных различий, а, как часто тогда бывало, по чисто идеологическим причинам. Отца и сына постигла судьба многих семей, развалившихся во время революции. Сын с энтузиазмом принял великий передел, вступил в Красную Армию в 1918 году, а уже через два года отправился учиться в Академию Генерального Штаба. Возможно, талант способен передаваться через гены, так как Сергей Эйзенштейн попадает в театр Пролеткульта, самый авангардный театр того времени, и становится художником по декорациям, в каком-то смысле архитектором сценического мира. А в это время Михаил Осипович уже обосновался в Берлине, где вторично женился. Неприятие Революции, непонимание новых реалий и стойкое желание жить как раньше, - вот причины, по которым отец и сын расстались.

Сложно сказать, повлияла ли в должной мере работа в театре на жизнь Эйзенштейна-младшего и на его мировоззрение, но вот следующее место, в котором ему пришлось обучаться, повлияло точно. Речь идёт о Государственных Высших Режиссёрских Мастерских, руководителем которых в тот момент был не кто-нибудь, а сам Всеволод Мейерхольд. Этот мощный сплав режиссёрской и художественной подготовки дали Сергею Эйзенштейну возможность чётко представлять результат тех или иных действий, видеть важность мелких деталей и элементов, которым многие театральные режиссёры никогда не уделяли внимания. Можно сказать, что именно это время заложило базу для кинематографического сознания Эйзенштейна.

Практически, на постановке ряда произведений в театре Пролеткульта и заканчивается первая глава истории Эйзенштейна, название которой можно придумать только одно: «Сергей Эйзенштейн и его жизнь до прихода в кино».

Считается, что первым полноценным фильмом Эйзенштейна является «Стачка». Снятый в 1924 году фильм в определённом смысле стал прорывом не только для самого режиссёра, но и для бурно развивающейся на тот момент пролетарской культуры. Именно с этой картиной молодой Эйзенштейн через год отправится в Париж, где под сводами необычного павильона СССР получит серебряную медаль. Можно сказать, что 1925 год – победоносный период для пролетарской культуры. Не зря Ле Корбюзье, великий французский архитектор, называл Советский Павильон единственным местом на выставке, которое вообще стоит смотреть. На самом деле, француз был не совсем прав: на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств советская культура доказала своё право на существование и, в то же время, отмечалала свой скорый уход. 23 апреля 1932 года различные творческие объединения, среди которых был и избранный Эйзенштейном Пролеткульт, были расформированы, и советское искусство резко свернуло в сторону реализма, надолго забыв само понятие новаторства.

Но тогда, в середине двадцатых, Сергей Эйзенштейн вдруг стал знаменитым режиссёром, принесшим Советскому Союзу одну из многочисленных наград. Вскоре выходит вторая полноценная картина Сергея Михайловича, под названием «Броненосец Потёмкин». Сегодня сложно представить ту атмосферу, которая царила в зале первого Госкинотеатра в день показа. Сложнейший музыкально-шумовой эксперимент Эдмунда Майзеля, необычное видение мира самого Эйзенштейна и близость описываемых событий должны были производить сильное впечатление на зрителей. Здесь впервые проявилась способность режиссёра к абстрактному видению, манера передачи сюжета, основанная не на прямой колее кадров, а на их резкой смене, контрастности видеоряда. В чёрно-белом фильме особенно пронзительно смотрится красный флаг, раскрашенный на каждом кадре вручную, а уж знаменитая сцена с катящейся по ступеням коляской давно стала притчей во языцех на Западе.

Потом был «Октябрь». Им завершилась революционная трилогия, воспевающая революцию, и им же – время свободной практической работы режиссёра. Критика назвала «Октябрь» политическим фильмом, хотя все соглашались, что особая манера монтажа, воплощённая Эйзенштейном, является «интеллектуальной». Проще говоря: нестандартной, неожиданной, интересной.

С 1929 до 1932 года Эйзенштейн – в заграничном «турне». Можно себе представить, какой творческий потенциал способна предоставить такая поездка. Достаточно сказать, что Paramount Pictures заключила договор с режиссёром на съёмки «Американской трагедии» Драйзера. Фильм так и не появился, сценарий не понравился заказчикам, хотя и был подготовлен совместно с собственно автором романа. Зато именно в этой поездке проявились другие качества Эйзенштейна – ораторское искусство, лёгшее позднее в основу его преподавательской деятельности. И, между прочим, знаменитый доклад, с которым Эйзенштейн выступал в Брюсселе, рассказывал как раз об интеллектуальном кино. Правда, понятие это претерпело определённые изменения за последние полвека. Тогда речь шла о нестандартной подаче материала, операторской и монтажной работе.

Метод работы Эйзенштейна можно описать, воспользовавшись его собственным выражением «Монтаж Аттракционов». В полной мере он был проявлен режиссёром ещё в «Броненосце Потёмкине», однако его следы можно найти и в поздних легендарных фильмах. Вернувшись в СССР, Режиссёр начинает работу над новой картиной под названием «Бежин Луг». История её показательна. К примеру, одна сцена так и не вышедшего фильма, повествовавшая о разгроме церкви, вызвала недовольство у органов цензуры, и её пришлось заменить на картину тушения пожара. Можно понять, что Эйзенштейн нуждался в сильной и насыщенной страстями и событиями сцене. Увы, противоречивость картины предопределила её судьбу.

Две наиболее заметные работы режиссёра позднего времени, не смотря на присущий им пафос и определённую концептуальность, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. «Александр Невский», знаменитый исторический фильм, имеет интересную, немного ироничную историю. После выхода он был обласкан и критиками и зрителями, однако во время дружеских отношений с Германией и попыток установить с ней мирные отношения, князь Александр незаметно сошёл со сцены в ожидании лучшего времени. Время наступило с началом Великой Отечественной Войны, когда под классический аккомпанемент Сергея Прокофьева фильм узрел второе рождение и с успехом прошёл во всех кинотеатрах страны, поднимая боевой дух нации, столкнувшейся с внешним агрессором. Ту же труппу, практически в полном составе, Эйзенштейн задействовал и в самой серьёзной работе своей жизни – фильме «Иван Грозный». Общеизвестно, что первая часть трилогии понравилась самому Сталину, Эйзенштейн получил всевозможные награды, включая и вторую в своей жизни Сталинскую премию первой степени. Царь в ней предстаёт молодым героем, победителем коварных бояр, целеустремлённым и властным человеком, что естественно импонировало Сталину. Вторая часть рассказывала об опричнине, и, видимо, по соображениям этичности (ведь в первой серии Иосиф Виссарионович видел некое сходство Ивана Грозного с самим собой), она была запрещена к показу, а съёмки третьей части вообще были прекращены. Чарли Чаплин, смотревший первую серию, охарактеризовал режиссёрскую работу как поэтическую, то есть более общую и достоверную одновременно.

История жизни и творчества Сергея Эйзенштейна во многом показательна. Михаил Левитин, художественный руководитель театра Эрмитаж, в одном из выступлений говорил, что единственным временем, когда бы он хотел жить, является начало двадцатого века. Послереволюционный творческий потенциал поражает воображение своей оригинальностью. Даже не смотря на кратковременное существование, творческие организации привнесли в Отечественную культуру массу новых веяний, стали открытием этой эпохи и гордостью молодого социалистического государства. Одним из представителей этой новой культуры был и Сергей Эйзенштейн, прошёдший путь от сценического декоратора до кинорежиссёра, создававший свои нетленные картины как в эпоху расцвета нового искусства, так и в период его упадка и усиления позиций искусства партийного. Пользовавшийся неизмеримой популярностью как в СССР, так и на западе, режиссёр во многом предопределил развитие кинематографа, прославил советское кино, что в какой-то мере оправдывает жёсткое внимание цензоров к его персоне. На преподавательской ниве и в теоретических разработках Сергей Эйзенштейн добился больших успехов, поэтому и сегодня студенты ВГИКа изучают его работы, стараются перенимать у него опыт.

Сергей Эйзенштейн умер в 1948 году, работая над материалами, связанными с новым этапом развития кинематографа – цветовым кино. Увы, смерть не позволила великому режиссёру, заставшему как немое, так и звуковое кино, в полной мере раскрыть грани своего таланта в новой области. В скором времени цветные картины начнут вытеснять чёрно-белые, а ещё через некоторое время фильмы без красок будут считаться чуть ли не атавизмом. И мало кто вспоминает этот раскрашенный вручную красный флаг, гордо реющий над палубой броненосца с таким знакомым каждому названием «Потёмкин».

В подготовке материалов были использованы только те фотографии, которые разрешены ко всеобщему использованию в некоммерческих целях.

Выскажись!

CARCASS


!