Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Сергеем Летовым

Интервью с Сергеем Летовым

Genefis: Сергей, расскажите про выступление в Копенгагене. Вы играли вместе с New Jungle Orchestra. Вы воплотили в музыке всё, что хотели донести до слушателей?

Сергей Летов: Ну, у меня была скорее другая задача, другой подход. Меня пригласили для участия в качестве солиста в программе "Посвящение Русскому Авангарду", так что мне нужно было максимально соответствовать поставленной для меня задаче, тем более, что с этим оркестром я не играл 17 лет.

0 фото к материалу Интервью с Сергеем Летовым1 фото к материалу Интервью с Сергеем Летовым2 фото к материалу Интервью с Сергеем Летовым

Genefis: И как, по вашему мнению, вам всё удалось?

Сергей Летов: Я, честно говоря, не думал в таком ключе.
Во всяком случае, участникам оркестра мое выступление так понравилось, что они упросили руководителя оркестра играть с ними и на следующий день - в программе multi-kulti.

Genefis: А скажите, Сергей, в настоящее время существует ли в России джазовые исполнители, оркестры, которые могут стать в один ряд с западными музыкантами?

Сергей Летов: Ну да, многие же музыканты выступают на Западе, сотрудничают, их приглашают...

Genefis: Нет, то, что они выступают, это понятно. Я имел ввиду лично, по вашему мнению, есть ли такие, кого бы вы могли назвать достойными?

Сергей Летов: Я не понимаю, куда вы клоните. Если музыкант не интересен публике, не вписывается в концепции организаторов, то его никто приглашать не станет.

Genefis: Хорошо. Меня давно интересует вопрос... Немного странный, от того ещё более интересный. Что такое джаз? Я читал старые интервью с основателями жанра, но многие говорили лишь, что это импровизация. Что, по-вашему, джаз?

Сергей Летов: К счастью этого не знает никто. Ну, не существует точного определения. У разных людей разные представления о том, что можно отнести к джазу, а что нельзя. Также дело обстоит с искусством, поэзией... Вот некоторые люди относят мою музыку к джазу, а некоторые нет. Для меня самого это непринципиально.

Genefis: Сергей, я почитал вашу творческую биографию... Вы безумно разноплановый человек. Вы играли с Курехиным, ДДТ, Умкой, Пономарёвой, ДК, Гр.Об'ом, Zoo Jazz, Sax-Mafia, выступаете с поэтами, писателями, у вас есть работы в театре, кино. Скажите, в чём проявление себя вам особенно запомнилось? Или все работы свои вы оцениваете одинаково?

Сергей Летов: Да нет, все хорошо по-своему. Конечно, для меня есть главное - это новая импровизационная музыка. Рок и театр в значительно степени, это уступки, компромиссы. Ну, разговаривая с детьми, или с малообразованными людьми следует говорить языком, который им понятен. И все же я всегда стараюсь быть самим собой, хоть чуть-чуть приподнимать планку над уровнем задачи.

Genefis: Рок - я понимаю, но почему театр - компромисс?

Сергей Летов: Потому что в современный театр приходят люди, музыкальная подготовка которых не соответствует уровню, скажем, тех кто ходит к "ДОМ". Они в театр приходят, а не на концерт. Возможно, большая часть их никогда на мой концерт бы не пошла. Ну, к примеру, в театре на Таганке я играю в спектакле "Марат и Маркиз де Сад" 1-2 раза в неделю. Зал всегда полон, а это значит, что более 500 зрителей. Концерт импровизационной музыки собирает человек 50-150 (150 - это уже хорошо). Надо приспосабливаться к их уровню музыкальной культуры, да и задачи в театре могут быть другими - музыка не должна отвлекать, оттягивать внимание - нужно скорее сопровождать действие, иногда ему противоречить, но в любом случае не может существовать от действия совершенно независимо.

Genefis: Сергей, а что вы можете сказать о положении искусства сегодня в России? За последние 10-15 лет, что только с ним не творилось.

Сергей Летов: я думаю, что имеют место несколько линий его бытования. Наиболее заметной является вписывание в западный контекст с его кураторами, грантами, международными бьеннале и т.п. Художник, отказывающийся играть по этим правилам, выпадает из этого мира. Ну, выпадает из художественного процесса как бы. ТО есть, в значительной степени современное искусство как бы ориентируется, прежде всего, на институт кураторов - западных. Художник старается работать так, чтобы быть западному куратору понятным, чтобы, так или иначе, вызвать в том симпатию и/или интерес.

В очень большой степени история современного искусства в позднем СССР и России формировалась за границей - в Германии, в частности. О какой тут независимости художника может идти речь?.. Отчасти подобная практика имела место и в отношении музыки. Что касается поэзии - то ситуация такова процентов на 90 (условно говоря, конечно).

Это связано с тем, что у нас отсутствует государственная поддержка современного искусства. Фонды, гранты и спонсоры опираются на экспертов. Эксперты же сами должны быть вписаны в международный контекст, который сложился на Западе во второй половине XX века. Это общая картина, есть одиночки - выскочки, которые существуют как бы вне этого. Я себя к ним отношу.

Genefis: Спасибо, Сергей. Я думаю, что выскочки собственно и толкают нашу культуру вперёд. Без них мы бы давно превратились в зеркальное отражение Запада... А это не очень приятно.

Я обещал, что надолго вас не задержу, поэтому последние два вопроса. Они не связаны с предыдущими, и задаю я их, собственно, что бы потешить своё любопытство. И, надеюсь, любопытство читателей. Итак, первый вопрос. Расскажите об инструментах вашего собственного изобретения. Немного.

Сергей Летов: Ну, не то чтобы изобретения. Скажем, изготовления. У меня есть такой самодельный кларнетик - шалюмо, который я сделал из алюминиевой трубки, купленной когда-то в Детском мире (материалы для труда - когда-то продавались такие предметы). Я проковырял дырки в трубке, вставил мундштук от тенор-саксофона, потом примотал скотчем кусочек трубки к концу - чтобы подстроить... Вот и все.

Genefis: Интересно... Хотелось бы послушать... И последний вопрос. Что бы вы могли пожелать, посоветовать, сказать современному молодому человеку, который страстно хочет выбраться из всего омута современной популярной культуры, с её поп-звёздами, дешёвыми детективами и гламурными художниками?

Сергей Летов: Я хотел бы пожелать быть максимально свободным, независимым - прежде всего независимым от групповых вкусов, пристрастий, моды. Часто отказ от массовой попсы означает выбор всего лишь в пользу какой-то субкультурной группы. Чем это ПРИНЦИПИАЛЬНО лучше? Свобода нелегка, это ответственность, полное отсутствие безопасности, одиночество. Но…

Выскажись!

LORDI


!