Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // «След улитки» Виктора Пивоварова в Музее «Гараж»

«След улитки» Виктора Пивоварова в Музее «Гараж»

В Музее современного искусства «Гараж» открылась масштабная ретроспективная выставка художника Виктора Пивоварова. Вместе со своими братьями по духу Пивоваров ловил метафизические вибрации Москвы 70-х, придумывал и формировал московский концептуализм, напитывался мудростью классиков, эзотерическим знанием абсурдистов, сюрреалистов и дерзостью авангардистов. Его авторству принадлежит уникальный жанр художественного альбома, множество иллюстраций к детской литературе, в том числе оформление знаменитых «Веселых картинок», «Оле Лукойе» и «Черной курицы». После переезда в Прагу в 1982 году художник продолжил искать новые темы, шлифовать язык своих картин и побывал куратором шести выставок в собственной галерее Prague projekt for the Art. Для выставки «След улитки» Виктор Пивоваров написал путеводитель, в котором выступает в качестве проводника, оставляя для куратора небольшие поля для комментариев.

0 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 1 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 2 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 3 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 4 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 5 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 6 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 7 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 8 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 9 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 10 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 11 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 12 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 13 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 14 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 15 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 16 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 17 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 18 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 19 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 20 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 21 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 22 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 23 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 24 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 25 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 26 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 27 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 28 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 29 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 30 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 31 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 32 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 33 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 34 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 35 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 36 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 37 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 38 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 39 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 40 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 41 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 42 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 43 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 44 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж 45 фото к материалу  След улитки  Виктора Пивоварова в Музее  Гараж

В первом зале, собранный из разных коллекций, расположен цикл «Семь разговоров», а напротив – третья одноименная часть альбома «Сад». Разговоров, конечно, будет больше семи: впереди нам встретится еще много слов-идей, текстов и живой диалог. Знаковый для художника синий, цвет иного, трансцендентного, непостижимого, заполняет размышление-загадку «Семь разговоров», отражается на стенах и чуть заметно проступает оттенками на белых листах альбома «Сад». Альбом не раскрывается сразу, просит прислушаться, а «Семь разговоров» будят способность обращать взор за грань и вовнутрь. Смотреть внимательно и отпустить воображение на прогулку – вот и все, что нужно зрителю для успешного путешествия по умозрительным садам Виктора Пивоварова.

Пространство выставки помогает воспринять авторскую режиссуру: завивается спиралью, приглушает яркость там, где настроение картин и объектов становится темным или интимным, протягивается и схлопывается. Комнаты лабиринта обращаются к зрителю по-разному, как главы «Улисса» Джойса, имеющие свои символы и стилистическую форму. Детское удивление и неразрывную связь с миром мы видим через искажения в духе стихов Хармса, наивные композиции и коммунальный язык текстовых картин-плакатов. Символ: рука; метод познания: осязание.

Самоидентификация и разделение происходят во второй части «Где я?» из альбома «Сад» вместе с «Проектами для одинокого человека». Символ: небо, пустая комната; метод познания: рефлексия.

Свет начинает угасать в проходе со стеклянными головами и геометрическими пазлами, происходит поиск основ, символы множатся, запутывают. Возникает черная стена с отрывками из мамлеевского «Управдома перед смертью» и восстановленной в виде комнаты иллюстрации к «Черной курице». Так обозначено место магического перехода, после которого земное и обыденное окончательно капитулируют перед воздушным и запредельным.

Почти фрейдистское соседство цикла «Июнь-Июнь» о романтической встрече с будущей женой Миленой и «Сутры страхов и сомнений», стилизованной под китайский свиток. Это мортидо и либидо, чьему слиянию препятствует тонкая перегородка и световой контраст.

Чувства и мысли, ангелы и демоны, оставшись на свободе после перехода, оформляются в следующем пространстве в виде ярких, составленных из круглых и конических фигур эйдосов. Эйдосы – персонажи-идеи – навеяны концепцией мира идей Платона и эстетикой уважаемого Пивоваровым Малевича.

В следующей небольшой комнатке нет решительно ничего, кроме разговора с тем, кто оказался за гранью возможного. Диалог помогает еще раз очистить сознание от оков предыдущего опыта, стереотипов и логики перед отправлением в финальный зал. Наконец, мы готовы вступить в умозрительные «Сады Монаха Рабиновича» с крупными гармоничными кругами, посажеными в благодатную почву белого листа словами и чудесным «Атласом растений и животных». 

Монах Рабинович явится нам и ранее, но тут за ним остается последнее слово, раскрывающее название выставки: 

Улитка оставила след на песке
Полетов своих траекторию
Узкий путь
Шлифовальщика
Перламутровых пуговиц

Дополняет погружение в энергетическое поле Виктора Пивоварова стена с концептуальной географической биографией художника и его окружения. Также Музей «Гараж» подготовил публичную программу для детей и взрослых, включающую в себя лекции, встречи, литературные чтения и занятия иллюстрацией. Посетить тематические классы и экспозицию можно до 18 июня.

Выскажись!

CARCASS


!