Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Спектакль Сирано театра МОСТ

Спектакль Сирано театра МОСТ

Недавно нашей редакции посчастливилось побывать в театре под руководством Джигарханяна на спектакле наших давних знакомых — студенческого театра МОСТ. 27го апреля мы смотрели спектакль «Сирано». Как анонсировали сами представители театра, это - «классическая история великой любви, рассказанная современным языком: с элементами стэнд-ап камеди, пантомимами в стиле джаз-модерн и потрясающей музыкой». Действительно, данная постановка основана на произведении Эдмона Ростона «Сирано де Бержерак», при этом некоторые фрагменты текста взяты в известном переводе Соловьева, некоторые — написаны или переведены лично руководителем театра Евгением Славутиным.
Вмешательство авторов проявилось и в том, что исходное повествование сведено преимущественно к любовной линии. Это позволило создателям максимально приблизиться к поставленной цели: «... продраться сквозь дебри иллюзий нашей повседневности – и понять, способны ли молодые люди сегодня совершать поступки ради серьезных чувств, ради своей любви, во имя доброты» (Евгений Славутин).

При максимальном сохранении исходного текста, его смысловой нагрузки внешние аспекты постановки осовременены. Так, в первом акте герои одеты определенно не в соответствии со стилем той эпохи: рок-атрибутика, штаны-бермуды. А потому вполне верится, что подобная история могла произойти и в наши времена, ведь если отбросить, в общем-то, незначительные детали, касающиеся новинок технического прогресса, не так-то уж все и изменилось. Безответная любовь, чувства, вызванные внешней красотой, а не внутренним содержанием, дружба остались и в нашем мире. Ну или, по крайней мере, многим из нас хочется надеяться, что какие-то подобия чувств характерны и для нашего поколения.

Более современный подход к передаче художественной идеи проявляется и в декорациях. В этом плане создатели придерживаются модного нынче минимализма при максимальной смысловой насыщенности и разноплановом использовании того или иного атрибута. Так, на сцене находятся лишь карета на велосипедных колесах, которая служит и дверью, и собственно каретой, и балконом для встречи влюбленных, бочки (они же столы, стулья, ограждения на войне и пр.), бумажные фонари. И все это на фоне висящего на стене экрана, куда проецируются виды парижских улочек, звездное небо и даже трёхмерное изображение осажденного замка и горящих костров — в общем, еще один современный элемент, рамка для красивой истории любви.

Ограниченность постановки только любовной линией лишила зрителя возможности оценить персонажей с точки зрения их характера, отношения к жизни, обществу. Были вырезаны многие эпизоды, расширяющие образ Сирано, — ведь это не только поэт с пламенной душой, любящий Роксану и готовый ради этой любви смириться с ролью литературного раба и охранника при Кристиане. Это и человек, не приемлющий пресмыкательства перед властьпридержащими, не терпящий фальши, отчасти даже восхищающийся искренностью бедноты. По той же причине оказались вырезанными некоторые превосходные афоризмы, которыми богата пьеса Ростона, например, эпизод, когда друг Сирано Ле Бре, не понимая, как можно отдать кошелёк с последними деньгами, поражается: "Как глупо!" - и Сирано восклицает в ответ: "Но зато какой красивый жест!". Однако — за что авторам постановки большая благодарность — большинство метких и ярких фраз всё же сохранено, взять хотя бы «Так иногда, вступаясь за уродство, \\ Мы защищаем красоту!», «Я с вами не знаком, \\ А мы уже на ты. Паслись мы, что ли, вместе?», «Что ум в любви? Не более, чем маска, \\ Накинутая на сердца!» и «Нет, поцелуй -- не тайна, а секрет, \\ Но в губы сказанный случайно».

Изменения коснулись и характеров некоторых персонажей. Однако здесь признаем, что в современном театре уже давно произведения трактуются довольно свободно. Хотя в постановке «Сирано» театра МОСТ отличия лишь в некоторых нюансах: какие-то герои высвечены более ярко, какие-то определенно ушли на второй планы, характер некоторых передан слегка иначе. Так, дуэнья Роксаны показана значительно более эксцентричной, нежели это видно в произведении Ростона. Легкая глупость и простодушие переросли в откровенную вульгарность и даже хамоватость. Впрочем, как в пьесе «Сирано де Бержерак», так и в постановке МОСТа она является определенно второстепенным персонажем, скорей задающим антураж и помогающим связать между собой эпизоды, нежели способным внести некую интригу.

Отмечу, однако, что существенно изменилась роль Рагно (Павел Золотарёв), так как он ушел на второй план, его характер стал менее многогранным. Впрочем, это является прямым следствием сокращения линий, в результате чего были смещены акценты. Описание его быта, занятных эпизодов и трагических событий его жизни стало просто не нужно, и с ними расстались без особого сожаления. При этом игра Павла не стала от этого менее яркой, персонаж поистине живой и метко «выстреливает» во всех эпизодах, где герой появляется на сцене.

Не могу сказать, что особо яркой показалась игра Дмитрия Чурикова, исполнявшего роль графа де Гиша. Даже в ограниченных рамках любовной линии (тем более, что герцог де Грамон — один из ее главных участников) этот образ можно было показать более многогранно. Сыграно ровно, красиво, но на фоне многих других персонажей герой смотрится довольно блекло.

Безусловно, необходимо отметить шикарное выступление главных героев — Илья Кожухарь (Сирано) и Лиза Каркищенко (Роксана) действительно выложились по полной, показали необычайно красочные образы, держали зал в напряжении до последней ноты. И это при том, что у ребят это первые главные роли, и они не являются профессиональными актерами. Яркий образ Сирано особенно подчеркивает главное в пьесе Ростана — необычное, но гармоничное сочетание комического и трагического, героики и фарса. Все это переплетено в нем самом: он то без проблем своими ехидными насмешками оставляет с носом своих противников, то произносит серьезные реплики, которые отнюдь не звучат фальшивыми в его устах, то с легкостью передает внутреннюю дрожь героя, напряженность момента. Остается только поаплодировать тому, как актер проникся этой лирической историей и вжился в образ.

Что касается Роксаны, то изначально роль кажется довольно ненавящивой, немного даже однобокой — кому-то слишком жеманной, кому-то — глупенькой и простой. Однако Лиза Каркищенко сумела действительно сыграть девушку - «любовь поэта», как ее можно себе представить: немного застенчивую, немного кокетку, с капелькой нагловатой самоуверенности, безмерностью чувств и открытостью души. Пусть глаза ее почти до последнего в фигуральном смысле закрыты от истинной любви, она выглядит так, словно в любой момент готова сорваться и нырнуть в омут чувств с головой. В последней сцене глаза девушки действительно скрыты за темными стеклами очков — ослепнув физически, она наконец смогла глубже чувствовать, «слышать» душой и видеть то, для чего не нужны глаза.

А потому светлая трагедия концовки кажется естественной и не так ранит, как неожиданная, поистине трагическая и в чем-то даже глупая смерть Сирано де Бержерака в исходном произведении. Пусть они потеряли много времени, но все же нашли друг друга и, смотря на вальс, в котором медленно кружатся герои, слушая нежную музыку молодой поэтессы и исполнительницы Алины Симоновой, просто хочется верить и также чисто любить. А если это так, значит, шанс у нашего поколения еще есть?

В целом хочется сказать, что, хотя спектакль несут на своих плечах молодые актеры, практически не имеющие опыта крупных театральных постановок, абсолютно любительским его не назовешь. Все-таки в МОСТе ребята всей душой любят театральное искусство и передают эту любовь зрителям, стараются полностью раскрыться в своем образе. Может, кто-то более успешно, кто-то менее, но, лично на мой взгляд, здесь важнее душа и отношение к своему делу, нежели менторский тон фраз и профессиональный томный взгляд в никуда. Думаю, именно за эту непосредственность спектакль оценили на Белорусском фестивале студенческих театров, где он завоевал три главных приза из шести. А это определенно признание того, что авторы пошли верным путем и привлекли к этой постановке молодых актеров, любящих всем сердцем свое дело и показав классическое произведение с легкой долей эксперимента, но без лишней эксцентрики, передав легкую манеру повествования Эдмона Ростона о довольно серьезных вещах.

Выскажись!

CARCASS


!