Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Сплин - Обман зрения (2012)

Сплин - Обман зрения (2012)

Когда-то мы писали об альбоме группы Сплин под названием «Сигнал из космоса». Это был 2009 год, и это было практически новое рождение группы, потому что песни на пластинке сильно отличались от сложных поэтических построений, привычных нашему меломанскому уху. Взяв курс на минимализм, Васильев не перестаёт следовать ему: в 2012 году выходит «Обман зрения» - новый диск, который продолжает традиции "старого нового Сплина", зародившиеся ещё в эпоху «Раздвоения личности».

0 фото к материалу Сплин - Обман зрения  2012

В 2004 году «Черновики» Александра Васильева выбили землю из-под ног у многих фанатов группы Сплин. Здесь лидер коллектива проявил себя скорее как поэт: сложный, насыщенный метафорами и олицетворениями поэтический язык оттенялся на диске минималистичным звуковым рядом, подчёркивающим главенство содержания над формой.

Но Сигнал из космоса, а потом и Обман зрения – это совершенно другая группа, совершенно другой жанр. Если первая пластинка была достаточно мрачна и агрессивна, то вторая лишилась и этого. Как бы устав от сильных чувств, Васильев концентрирует своё внимание на болезненной меланхолии, и, несмотря на некоторые жизнеутверждающие композиции, рисует достаточно странную картину мира. Если на Сигнале основным мотивом стало одиночество, то Обман зрения – песни смерти и безнадёжности.

Так «Чёрная Волга» падает в море и тонет, никем не замеченная и никем не остановленная. Красота песни делает её ещё мощнее: Васильев нашёл идеальную голосовую мелодию, которая заставляет дыхание слушателя предательски замирать, а волосы по всему телу – вставать дыбом.

Волны сомкнулись.
Чайки, слегка покружив, успокоились живо.
Никто из людей не заметил, как исчезла машина
С городских улиц.

Лучше всего атмосферу пластинки передаёт песня «В мире иллюзий», а точнее её строка «Скоро и мы потеряем друг друга в этом мире иллюзий». Да-да, альбом именно об этом – о потерях, которые не видны никому, кроме нас самих, но которые могут стать фатальными. И неспроста под номером 6 мы видим старую добрую «Петербургскую свадьбу» одного из известнейших поэтов русского рока Александра Башлачёва. К слову, это очень интересный выбор: песня никогда не была ни самой мощной, ни самой образной, но в ней есть всё – и глубина, и сила, и извечная человеческая слабость. Башлачёв был гением с точки зрения таких неожиданных сочетаний.

Самая мрачная и, не побоюсь этого слова, суицидальная композиция пластинки – «Страшная тайна» - повествует о том, к чему потери могут приводить. Самый страшный враг человека – пустота, и этот гимн пустоте звучит как откровение. «Сложить стихи в последний раз» - это для большинства из нас как перед смертью заказать пиццу и нацепить дурацкую рубашку в горошек. Бессмысленно, но символично. Без этого никак.

Руки согреть
И дверь закрыв на два замка
Долго смотреть
В окно, считая облака
Сложить стихи
В последний раз
Потом открыть
На кухне газ

Есть в альбоме и такая песня, как «Чудак» - оригинальный авторский взгляд на Христа, который нёс людям знаменитую формулу LoveandPeace, а получил вместо благодарности лишь гвозди в руки. Есть композиции «Летела жизнь» и «Фибоначчи», которые удивляют несколько нестандартным слогом. Но все песни объединены одним: на этот раз сложно сказать, что же главенствует – форма или содержание. Просто потому, что голос тут неотделим от музыки, звуковые эффекты, шумы, неожиданные музыкальные изломы не просто создают атмосферу, но и договаривают за автором то, что он сказать не решился.

Камень спит. Камень просто спит.
Камень спит и ждёт.
Дождь придёт. Этот дождь придёт.
Камень оживёт.

Пластинка стала очередной вехой в истории Сплина. Кто знает, чем удивит нас Васильев в следующий раз? В любом случае, за двадцать лет существования, группа менялась многократно и наверняка поменяется ещё не раз. А мы от этого только выигрываем, так что ждём новую работу. 

Выскажись!



!