Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Территория: Про смелых и больших людей

Территория: Про смелых и больших людей

16 апреля в прокат выходит приключенческий фильм Александра Мельника «Территория», экранизация легендарного романа Олега Куваева. Картина рассказывает о первопроходцах русского севера, геологах-золотоискателях 60-х годов прошлого века. 

0 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей1 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей2 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей3 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей4 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей5 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей6 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей7 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей8 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей9 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей10 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей11 фото к материалу Территория  Про смелых и больших людей

Производство этой, без преувеличения, эпической ленты потребовало пяти лет работы и порядка 500 миллионов рублей. Она создана одними из лучших современных отечественных кинематографистов. Чего стоит хотя бы «звёздный» актёрский состав – Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Ксения Кутепова, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Пётр Фёдоров, Ольга Красько, Владислав Абашин и многие другие.

На днях долгожданную «Территорию» презентовали в Государственном Кремлёвском Дворце.

В центре истории – главный инженер Илья Николаевич Чинков по прозвищу Будда. Над его управлением нависает угроза закрытия – Территория даёт олово, в то время как в стране острая нехватка стратегического сырья. Прежде всего, золота. Чинков делает рискованный шаг и обязуется найти новое месторождение «жёлтого металла» за один полевой сезон. Вокруг себя он собирает команду самоотверженных, волевых, сильных (и при этом очень разных) людей – учёных, инженеров, промывальщиков – готовых ради достижения цели жертвовать собой, рисковать всем, которым «работа заменила веру, или, вернее, сама стала верой».

Фильм уникален, как минимум, тем, что  значительная часть съёмок проходила на Чукотке (в Бухте Провидения и на Плато Путорана), где удалось запечатлеть потрясающие, завораживающие своей красотой панорамы Крайнего Севера – родной простор, который вызывает чувство гордости, радости, восхищения, огромности мира и жизни в нём (напрашивается противопоставление с нашумевшим «Левиафаном», где в кадре тоже северный пейзаж, работающий прямо противоположно). К тому же, это первый наш фильм, сделанный в актуальном формате 4К.

Другая привлекательная составляющая – галерея ярких мужских образов. Протагонисты «Территории» – люди крепкие, требовательные, готовые брать на себя большую ответственность и принимать трудные решения, «жить по мечте». Таких в нашем новом кино, если разобраться, не так уж и много. «В мыслях своих вы привыкли к тому, что название Территории, даже само решение попасть туда, служит гарантией приключений. Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков, героизма – олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденка. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности» – так написано у Куваева. 

Перед нами пример качественного патриотического кино, в котором проговариваются общечеловеческие ценности, такие как жертвенность, взаимовыручка, верность, мужество. «По несчастью или к счастью» сейчас об этом говорят (и снимают) редко, вероятно (пользуюсь недавней формулировкой Артёма Рондарева) «в силу постмодернистской неприязни к пафосу».

– Сегодня такое время, когда стране очень нужны герои. И я надеюсь, что наш фильм в этом смысле будет полезен, – признался на премьере режиссёр Александр Мельник.

При этом герои «Территории» в романе и фильме подчёркнутого героизма лишены. Подвиги, которые они совершают – негромкие, бытовые.

Чукотка Куваева – «советский Клондайк без «золотой лихорадки» и «американской мечты» (определение Василия Авченко), в том смысле, что и сам он – русский Джек Лондон, Фолкнер, Хемингуэй. Это очень важно для понимания нравственной системы координат, в которых происходит действиеего историй. 

Роман «Территория» по сей день (при том, что вышел 40 лет назад) является Библией для наших геологов. Но проблематика книг Олега Михайловича гораздо глубже простых «рассказов о севере». Со своим читателем он говорит, если угодно, о смысле жизни, индивидуальном человеческом предназначении: «Я знаю многих людей с великолепными и любимыми специальностями, которые работают клерками в каких-то конторах, лишь бы не уезжать из Москвы. Это было бы можно понять, если бы они любили именно этот город. Они его не любят, но престижно жить в центре… Жизнь не на своём месте и не в своей роли – одна из худших бед, на которые мы обрекаем сами себя».

И вот здесь требуется ответить себе на два вопроса.

Первый: удалось ли создателям фильма в полной мере воплотить замысел Куваева, перенести на экран всё то, чем так дорог его главный роман. Равновелика ли экранизация первоисточнику?

Второй касается того, что при всей своей притягательности герои «Территории» – люди прошлого. И почему, когда снимают честный фильм о бытовом подвиге сегодня, на выходе получается, например, «Дурак» Юрия Быкова?

Выскажись!

LORDI


!