Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Тест от Джармуша: ты вампир или зомби

Тест от Джармуша: ты вампир или зомби

Спецпоказ фильма-номинанта 2013 года на «Золотую пальмовую ветвь» режиссёра Джима Джармуша «Only Lovers Left Alive» (в русской адаптации - «Выживут только любовники») прошел 25 марта в ФК Горизонт.

Два отрицательных момента: окружающая публика в зале и русские субтитры. 

Но в этом, конечно, нет вины Джармуша. Его вина лишь в том, что он создал фильм, который обволакивает мысли и не позволяет чётко их сформулировать даже спустя четверо суток после просмотра.


0 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби1 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби2 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби3 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби4 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби5 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби6 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби7 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби8 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби9 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби10 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби11 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби12 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби13 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби14 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби15 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби16 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби17 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби18 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби19 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби20 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби21 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби22 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби23 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби24 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби25 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби26 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби27 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби28 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби29 фото к материалу Тест от Джармуша  ты вампир или зомби

Как всегда, Джармуш не по силам тем, для кого кино – это развлечение. Джармуш - это кино ради искусства, причем не в угоду зрителю - на то Джармуш и считается независимым режиссёром.

Поэтому тем, кто не в состоянии оценить красоту литературных реминисценций из Шекспира в диалогах персонажей (и для тех, кого вырубило на слове «реминисценции»), лучше не читать дальше. И уж тем более не оскорблять своим присутствием сам фильм: провести два часа и две минуты своей жизни с выражением недоумения на лице, должно быть, сомнительное удовольствие. 

Но для тех, кто готов окунуться в многоуровневые подсмыслы очередного джармушевского шедевра – welcome к прочтению, а затем к обязательному просмотру.

На пресс-конференции в Каннах маэстро обмолвился, что допускает столько коннотаций идеи фильма, сколько их придумают, однако очевидно: всё, что ни скажешь – не то и недостаточно, но молчать невозможно: фильм в покое не оставляет, он будто слоями впечатлений и догадок опускается в голове и, кажется, вот-вот охватишь всё – каждая деталь паззлом ляжет в общую картину. Это обманчивое ощущение.

Потому что Джармуш снял фильм – калейдоскоп: один и тот же событийный фрагмент или фразу персонажа можно трактовать до бесконечности. 

В общем смысле фильм действительно о ней - о бесконечности. Всё начинается с неё и её продолжает: Вселенная превращается в окружность виниловой пластинки, а у круга, как известно, нет ни начала, ни конца. Из этого «круговорота» возникают двое: Он - Адам - с ног до головы в чёрном, но с белым камнем в виде черепа на шее, она - Ева - кремово-белая, с черным черепом на браслете. Они, как части Ин и Янь, олицетворяют начало сущему и одновременно символизируют вечность, потому что вечна их жизнь, ведь они - вампиры.

Джармуш выбрал для своего фильма именно вампирскую тему, за которую в кинематографе с разной степенью успеха кто уже только не принимался.Но, естественно, даже на столь распаханном поле Джармуш умудрился сделать всё неклассически и по-своему. Самое поверхностное - обряд по приглашению вампира в дом режиссёр обыграл при помощи перчаток, которые хозяин снимает с гостя. И хотя вампиров принятно считать нечистью, в перепрочтении Джармуша они становятся невероятно чистыми и утончёнными созданиями, они одарёны обострённым чувством прекрасного и стремлением к высокому, а не плотскому. В противовес им существует внешний мир - люди, которых именуют не иначе, как «зомби». Они бесцельно топчутся на танцполе под White Hills вместо White Stripes (отсюда и разговор о Джеке Уайте), они превращают храмы и музеи в автомобильные парковки, они разрушают памятники и даже целые города вокруг себя и скоро, когда иссякнут залежи нефти, начнут воевать за воду:своеобразный зомби-апокалипсис в представлении режиссёра. 

Но это окантовка сюжета, тогда как его центр - всё-таки Адам и Ева, персонажи Тома Хиддлстона и Тильды Суинтон. К слову, это первая работа Джармуша с Хиддлстоном, тогда как соСуинтон он уже работал дважды до этого («Предел контроля», 2008; «Сломанные цветы», 2005), а с Джоном Хёртом (исполняющим Кристофера Марло) у режиссёра вообще очень тесные профессиональные отношения.

Том-Адам и Тильда-Ева - их силуэты, как и положено сверхсуществам, андрогиноподобны: когда они поворачиваются спинами к камере, становятся абсолютно идентичными, только по цветовой гамме и можно отличить, кто из них кто. Но по своей сути герои являются инверсиями друг друга. Контраст из черного в белое, из мрачного в светлое будет переливаться на протяжении всего фильма: Адам - меланхолик с суицидальными настроениями, Ева же наслаждается жизнью; на шахматной доске его фигуры черные, а она играет (и, обратите внимание, выигрывает) белыми, им даже нравятся разные звукозаписывающие компании - ему «Мотаун», ей «Стакс».

Он, то ли застрявший где-то в дизельпанке 70-х годов, то ли просто ценитель ретро-моддинга, запирается в своем замке в городе-призраке - Детройте и влачит вечность посреди подобия музыкальной студии, напичканной «маршалловскими» комбиками и виниловыми проигрывателями, упиваясь декадентством и нулевой отрицательной, которую он в прикиде доктора Фауста покупает в местной больнице. Она же, вкусившая запретный плод (о чём напоминает известный логотип на её белом «айфоне»), жаждет каждого мгновения вечности, она немного хулиганиста, обожает книги, живет в марокканском Танжере (не в том болезненно-жёлтом, что был у Бернардо Бертолуччи, а тёплого цвета топлёного молока). Её «кровяной дилер» и близкий друг - тот самый Кристофер Марло, которого она подбивает рассказать всему миру, кто же на самом деле писал за Уильяма Шекспира все его произведения.

Соединяясь вместе, два полюса с противоположными направлениями - Адам и Ева - образуют идеальный мир, где он - романтик в теле рок-звезды, «Гамлет, если бы его играл Сид Барретт», а она - Маргарита, хранящая покой своего Мастера. Мир, где царствует любовь, состоящая из шёпота перед сном о квантовой теории и «жутком дальнодействии», из жонглирования латинскими названиями растений, грибов и животных, из обсуждения самого большого алмаза во Вселенной в созвездии Кентавра. Их единение стало самодостаточной системой, даже несмотря на конфликт с окружающим миром, но законы кинематографа требуют персонажа-антагониста. Тогда появляется Миа Васиковска, шебутная и взбалмошная сестра Евы - Эйва (Ава), которая во всех смыслах попила кровушки у влюблённых и у Иена - «зомби»-персонажа Антона Ельчина, наконец-то демонстрирующего американский, а не русский акцент.

Двухчасовое повествование сопровождается абсолютно гипнотическим саундтреком, к которому приложил руку лично Джармуш в составе своей группы SQÜRL. Вообще «Выживут только любовники» представляет собой квинтэссенцию лучших традиций Джармуша – неторопливое, размеренное, очень детализированное кино (ни одна безделушка просто так не лежит на прикроватном столике, ни один корешок книги не попал в кадр случайно).Фильм изобилует историческими параллелями и отсылками не только к литературе и поэзии, но к искусству и науке вообще, и требует от зрителя широкого кругозора вкупе со встроенным гугл-поиском в браузере. В фильме зашифрован код, разгадать который всяким «зомби-kids» и пришедшим просто полюбоваться Томом Хиддлстоном точно не дано: такие назовут фильм тягомотным и покинут зал где-то в середине просмотра. Тем временем, догадливого и эрудированного зрителя разговоры Адама и Евы за игрой в шахматы перенесут в Женеву 1812 года, когда Джон Полидори вместе с лордом Байроном, Мэри Уолстонкрафт и её будущим супругом Перси Шелли решили написать что-нибудь из разряда готического ужастика и придумали - теперь понятно, с чьей подачи - первого вампира в литературе. Сыгранный Адамом Caprice№5 явно даст понять, что Паганини, если и не продал душу Дьяволу, то уж в общество вампиров точно был вхож; так же, как и все те «герои», чьи портреты висят на стенах студии Адама. Стивен Дедал и Дейзи Бьюкенен в фейковых паспортах, юмористический пассаж с именами доктора Калигари и доктора Стренджлава, Фибоначчи (под чьей фамилией путешествовала Ева), упоминание Уильяма Лоуза (в честь которого Адам ласково называет оригинальную «Gibson SG Supra») и тонкая связь между Четом Аткинсом и Эдди Кокраном - всё это должно быть для вас не пустым звуком, если вы хотите хотя бы частично проникнуться глубиной и насыщенностью фильма. 

Окутывая сюжет магическим ореолом вампиризма, Джармуш таким образом подталкивает к рассуждению, который растревожит каждого: что несет в себе бессмертие? Это проклятие или благословение?Это возможность успеть сделать, попробовать, узнать всё или это западня из тоски и усталости от бесконечности времени? И под всем этим налётом из вопросов о вечном как постулат и аксиома содержится основная мысль, так «по-джармушевски» завуалированная и продемонстрированная финальной сценой фильма: пожалуй, если что и достойно вечности, так это любовь и те двое, которые способны её нести сквозь время и хранить до конца, до последней капли крови. Причем не только нулевой отрицательной.

Выскажись!

LORDI


!