Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Tiamat в Санкт-Петербурге

Tiamat в Санкт-Петербурге

17 сентября в Санкт-Петербурге прошел большой концерт шведской группы Tiamat. Как это было и чем запомнился концерт, читайте дальше. 

0 фото к материалу Tiamat в Санкт-Петербурге

Мнения об этом концерте справедливо поделились надвое, и редкий случай, что никакой междоусобицей среди фанатов группы это не грозит. Первый лагерь – это счастливчики, кому довелось побывать на прежних выступлениях Tiamat, вторые – кто лицезрел Йохана и компанию впервые. Можно понять тихое разочарование первых, и точно также ясен восторг слушателя, купившего своей первый билет на шоу. Однако и те и другие молча сойдутся во мнении, что событие совершенно не оправдало ожиданий. О таких легендарных музыкантах не принято отзываться критично. Либо хорошо, либо молча. И наспех разбежавшиеся по барам поклонники до неприличия скоро перешли на обсуждение будничных тем. В 2013 году мы всю дорогу до дома пели оду богине Гее, о пауках, мышах, кольцах на воде. В этот раз – увы. Но начнем по порядку.

В действительности, какой бы это ни был по счету концерт Шведов в России, всякий раз складывается ощущение, что визит первый и страстно долгожданный. Всякий раз в толпе вы повстречаете огромное количество восторженных фанов, впервые оказавшихся на живом выступлении кумиров, из чего можно сделать вывод, что поклонников Tiamat в Петербурге гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Всякий раз аншлаг и всякий раз новые лица. И всякий раз одни и те же настойчивые требования к сет-листу: никто не желает уйти с концерта, тем более, если эта первая встреча с группой, не услышав любимых треков. И нельзя не разделить фанатской скорби, если этот любимый трек – “Whatever That Hurts”. Ее отсутствие в списке сразу делает гиг как будто напрасным, а ее наличие способно залатать бреши даже самого неудачного сет-листа. Это хит такой величины, без которого, кажется, банду со сцены отпустить невозможно. И который, как выяснилось, является не самым частым выбором музыкантов при составлении репертуара. Возможно, именно это и было причиной последующей критики. Ведь довольно сильную программу в этот раз осудили совершенно напрасно. Да, не было “In a dream”. И по дороге до метро потерянного вида гражданин продолжал вслух недоумевать: как же “смагли хани”? Но ведь были “Wings of Heaven”, “Nihil”, “Divided”. Не говоря о бессмертных “Cain”, “Cold Seed”, “The Sleeping Beauty”.

 
Авторам таких культовых альбомов в принципе сложно отчитаться перед публикой за все годы творчества. Как ни крути, а хочется и Clouds и Skeleton Skeletron, да чтобы Pray со сладкоголосой Соней, и Дикого Мёда пинту. В общем, и того и другого и можно без хлеба. Но на деле мы имеем то, что имеем. Невозможно десять лет выступать со сборником лучшего, а современный Tiamat звучит лишь как далекое эхо былого величия.

Tiamat мы любим и ценим, не взирая на радикальные перемены в стиле. Мы их любили за размеренный думовый саунд, за любовную лирику и даже за попсу. Все эти ипостаси объединяет великий талант Йохана сочинять оглушительные хиты и мотивы, что говорится “на века”. Эти песни можно играть хоть на варгане, хоть на ложках, каждая будет узнаваема и горячо любима. Отсюда желание в десятый раз придти и послушать треки, затасканные до дыр еще со времен капризных кассетных проигрывателей. Но с каждым годом это зрелище становится все печальней. Маэстро Эдлунд в сувенирной фуражке, вяло выделывающий странные трюки с микрофонной стойкой – вовсе не то, что ожидаешь увидеть, особенно, если воспитывал музыкальный вкус на культовых концертных записях. Не подумайте зря, я не отношусь к числу ненасытных фанатов, что не способны простить кумиру возраст и седину. Но усталость, о которой говорилось в последних интервью, чувствуется в каждом слове, в каждом движении и хочется как будто извиниться, что снова заставил людей подняться на сцену ради собственной потехи.

Йохан Ниман на бэк вокале оказался совершенно не к месту. Грустно признать, но рядом со мной люди начали без стыда смеяться, стоило ему произнести первые строки. Хотя ни для кого не новость, что женские партии на живых выступлениях исполняют сессионные гитаристы. В этот раз показалось, будто спел первый, кому дали микрофон. Не в такт и не в ноту. И он совершенно не стеснялся играть от души, как на сердце ляжет. Гипнотическое соло в финале песни “Gaia” в этот раз узнавалось лишь по памяти. И если в прошлый раз весь зал стоял и слушал, на цыпочках, затаив дыхание, то теперь можно было заметить редких, не дождавшихся конца и поспешивших к гардеробу посетителей.

Единственный, кажется, кто демонстрировал настоящий азарт и не давал заскучать – это Карл Вестхольм. Однако местами клавишам уделялось излишнее внимание, что также рушило традиционное звучание Tiamat. Специфический джазовый саунд и сама манера игры Карла могла бы стать перчинкой концерта, но стала скорее приятным недоразумением. Словно это был не концерт, а дружеский джем. Ни к чему не обязывающий и хаотичный как по звуку, так и по настроению.

Оценки ставить не решусь. Кажется, не во власти простых смертных оценивать гений Йохана. И пусть в этот раз мы ушли с мероприятия голодными, со странным ноющим чувством недосказанности, уверен – следующий гиг, случись он, будет также успешен, и зал снова будет петь заученные наизусть стихи, танцевать и голосовать за любовь.


За текст спасибо - Doppelganger-art.

Выскажись!



!