Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Тициан. Из музеев Италии

Тициан. Из музеев Италии

27 июня в Государственном музее изобразительных искусств открылась выставка «Тициан. Из музеев Италии», продолжающаяся и по сей день. Среди представленных картин как всемирно известные, так и знакомые лишь в узких кругах ценителей, но ничуть не заслуживающие от этого меньшего внимания, полотна художника. Демонстрируя шедевры итальянского мастера, выставка является своего рода предтечей Года туризма Италия-Россия, который охватит период с сентября 2013 по сентябрь 2014 и будет посвящен достопримечательностям малых городов Италии.

0 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии1 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии2 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии3 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии4 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии5 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии6 фото к материалу Тициан  Из музеев Италии

Тициан Вечеллио, точная дата рождения которого (как и многое из его жизни), до сих пор остаётся покрыта тайной и по мнениям разных исследователей колеблется в рамках от 1474 по 1490, известен нам не только как «ещё один» автор эпохи Возрождения и современник Рафаэля, Микеланджело или Леонардо да Винчи. Едва успев достигнуть 30-ти летнего возраста, Тициан уже обладал титулом первого художника Венецианской республики. Получив славу ещё при жизни, живописец вошёл в историю мировой художественной культуры как величайший мастер психологического портрета и реформатор религиозной картины, не боявшийся экспериментировать с цветом и использовавший для наложения красок не только кисть, но также шпатель и собственные пальцы. Композиция, форма и свет работ Тициана, построенные с помощью красочной лепки, во многом определили развитие живописи последующего времени. Отголоски его техники мы можем увидеть даже в творчестве Прерафаэлитов (выставка их работ как раз проходит в соседних залах музея), пусть и рьяно открещивающихся от следования канонам, сложившихся во времена мастеров Возрождения.

Выставка не случайно имеет в своём названии приписку «Из музеев Италии» - буквально с миру по нитке, она собрала в своей экспозиции шедевры из следующих коллекций: музея Прадо в Мадриде, Национальной галереи Каподимонте в Неаполе, церкви Сан-Сальвадор в Венеции, Галереи Палатин во Флоренции и других. Всего вниманию гостей предложено 11 картин из 10 музейных собраний 8 городов Италии.

Но такого невнушительного числа представленных работ оказывается вполне достаточно, чтобы у зрителя, пусть даже раньше не сталкивавшегося с Тицианом (если такое вообще бывает), сложилось о нём своё целостное впечатление. Подборка картин, вывешенных по тематическим секциям, иллюстрирует различные этапы творчества художника, начиная с раннего, отмеченного влиянием работ Джорджоне, и заканчивая поздним, с уже всецело сформировавшимся собственным стилем и особым накалом психологизма.

Среди открывающих экспозицию портретов, наиболее обращают на себя внимание «La Bella» и «Томмазо Мости». На первом запечатлена молодая женщина с идеальными пропорциями Ренессанса и магнетическим взглядом, личность которой окутанна ореолом тайны, на втором – молодой человек, расслабленно, но в то же время пристально, тебя рассматривающий. Однако и с ним не всё ясно – по мнению исследователей это вовсе не Томмазо, как указано в названии, а его старший брат Винченцо.

Из полотен с мифологическими сюжетами конечно же выделяются знаменитые «Даная» (1553-1554) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565), а также пленительная «Флора» (1515-1517). Но описывать их подробнее бессмысленно – это действительно те шедевры, которые стоит увидеть в оригинале, что б впоследствии запечатлеть в своём сердце на всю жизнь.

В картинах религиозной тематики палитра художника становится более строгой и сдержанной, но любуешься ими от этого ничуть не меньше. Более других впечатляет сюжетом и композицией, а также размерами (410 на 240 см), картина «Благовещение» (около 1564-1566). До сих пор она не вывозилась за пределы Италии. Интересна она также и своеобразной авторской отметкой – в чаше из нижнего правого угла отражаются огни мастерской художника.

В целом о выставке остаётся положительное впечатление, но его слегка омрачает скромное число работ. Однако с другой стороны, если идти после неё на Прерафаэлитов, с числом работ совсем не скромным, отмеченный недостаток превращается в плюс. Поэтому Тицианом для более ясного осмысления стоит насладиться перед знакомством с викторианским авангардом. И сделать это лучше самостоятельно, не прибегая к помощи экскурсовода, по большей части рассказывающего итак очевидные вещи. Тем более что у некоторых картин имеются сопутствующие таблички с пояснениями.

Выставка продлится до 29 сентября 2013 года, так что в запасе у вас практически месяц. А посмотреть стоит. Тем более что это первая и пока единственная возможность, не покидая пределов нашей Родины, увидеть в оригинале признанные шедевры выдающегося творца эпохи Возрождения – Тициана.

Выскажись!

CARCASS


!