Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Третий концерт Майкла Джиры в Москве

Третий концерт Майкла Джиры в Москве

1 апреля в ДК ЗИЛ состоялся концерт Майкла Джиры. Это уже третий визит лидера «великих и ужасных Swans» в Россию. Но это, пожалуй, кульминация его отношений с российской публикой.

0 фото к материалу Третий концерт Майкла Джиры в Москве1 фото к материалу Третий концерт Майкла Джиры в Москве2 фото к материалу Третий концерт Майкла Джиры в Москве3 фото к материалу Третий концерт Майкла Джиры в Москве4 фото к материалу Третий концерт Майкла Джиры в Москве

Кстати, о самом месте, которое было выбрано для концерта, стоит рассказать отдельно. Публика, успевшая стать завсегдатаями концертов arcto promo, уже с подступов к ДК Зил успела заметить контраст. Удивляться надо было начинать еще на улице, не увидев змеящейся очереди-процессии. Но задумка организаторов явно удалась. Такие «дисциплинарные меры», как красные пиджаки театральных работников  у входа в зал, три звонка и некая степенность всего здания сразу заставляли оставить за порогом ожидания «языческого и первобытного». Тем не менее, потревожить свое подсознание все же пришлось, но об этом позже.

Открывал концерт соратник Джиры Криштоф Хан (Swans, Les Hommes Sauvages). Как это обычно бывает, разогревающий сет был очень лаконичен. Но, тем не менее, многим он успел запомниться не меньше основной части шоу. Можно смело предполагать, что на его собственных российских концертах, которые запланированы на май, недостатка в зрителях не будет.

Еще один звонок, прервавший антракт перед основной частью представления, собравшаяся с мыслями публика занимает свои места, и на сцену поднимается сам Майкл Джира. Надо сказать, что его появление выглядело, да и все выступление выглядели весьма кинематографично, но без излишней театральности. Заняв единственное светлое пятно на сцене, Джира бесхитростно начал свой рассказ. И, казалось бы, без электрического арьергарда песни Swans, из которых в основном состоял сет Майкла, потеряют свою гнетущую напряженность и некий фатализм. Да, в акустике они звучали теплее, но временами звучали гораздо более пугающе. Голос, свободно резонирующий между серых стен зала, раскрывал те оттенки, которые на студийных записях могли остаться незамеченными. Например, первая половина  Lunacy звучала непривычно воодушевляюще, а от посвящения жене и дочери становилось неловко, будто ты подглядываешь сквозь незадернутые шторы за чужим семейным обедом.

Один человек с гитарой, который сумел заставить сидеть в тишине полный зал. Джира, смело деформирующий свой голос то в шаманские завывания, то в напевы, доносящиеся из придорожной таверны, ни на секунду при этом не терял некой отстраненности. Но это не стало барьером между ним и зрителями. Его чувство собственного достоинства не было громоздким, и уж тем более не сдвигало на второй план звучащую музыку. Никакого менторства и камености, только лишь взрослый разговор без лишнего жеманства.

Несмотря на некий мрачный флер, которым принято окружать все выступления Майкла Джиры, этот концерт получился почти семейным. Но в том, как у тебя на глазах возникала музыка, игрой воображения легко превратившаяся в почти осязаемую субстанцию, было и правда что-то мистическое. Еще раз повторюсь, что этому здорово подыгрывал антураж выбранного помещения. Глядя на четко очерченные столбы света софитов, отделяющие происходящее на сцене от остального зала, действительно можно было поверить, что все разделилось на два параллельных мира.

В этом году Swans объявили, что выходящий осенью альбом станет последним. Перечислять все эпитеты, которые успела нажить группа за более чем тридцатилетнее существование, мы не станем. Но приближающееся окончание этой истории явно придавало пятничному концерту особое значение. И это не было спекулирование на «светлой ностальгии» или экскурсия в зал с кубками. Это была не простая, но местами ироничная, а местами пугающая своей откровенностью  рефлексия с двойным дном. И в ней явно слышалась благодарность тем, кто был рядом и терпеливо выслушал. 


photos by P. Mikhailov & D. Bubonec

Выскажись!



!