Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ

Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ

На пять июньских дней ЦДХ, а особенно его внутренний дворик, превратился в место паломничества любителей литературы и музыки. С 11 по 15 июня здесь проходил молодой, но уже зарекомендовавший себя книжный фестиваль. Нельзя сказать, что масштабы его сравнимы с проводимой осенью и весной книжной выставкой-ярмаркой на ВВЦ, однако и здесь наша редакция нашла кое что интересное. В статье вы можете прочитать о: фестивале в ЦДХ, экспозициях для детей, выставках комиксов, национальной литературной премии «Большая книга» и о «Премии Андрея Белого».
0 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ1 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ2 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ3 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ4 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ5 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ6 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ7 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ8 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ9 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ10 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ11 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ12 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ13 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ14 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ15 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ16 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ17 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ18 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ19 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ20 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ21 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ22 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ23 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ24 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ25 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ26 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ27 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ28 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ29 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ30 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ31 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ32 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ33 фото к материалу Третий Московский Книжный Фестиваль в ЦДХ

На время фестиваля дворик ЦДХ превратился в палаточный городок. Каждый шатёр имел своё название, такое, как «Гурзуф», «Ялта» или «Коктебель». В каждом шатре предполагалось проводить различные мероприятия, однако впоследствии место и время проведения некоторых менялось. На фестивале естественно устраивались встречи с писателями, огромная территория была отдана детям, поначалу казалось, что основной публикой они и были. Кроме того в холле ЦДХ была устроена интересная выставка – «РУССКИЙ ШЕРЛОК ХОЛМС» (К 120-летию со дня рождения великого сыщика). Эту экспозицию представило на суд общественности Уральское Холмсианское общество. Кроме этих событий на фестивале отметились и несколько литературных премий, о которых речь пойдёт отдельно.

Итак, холл ЦДХ был заполнен стендами некоторых глянцевых изданий. По стенам располагалась экспозиция «Русский Шерлок Холмс». Она состояла из фотографий музеев, иллюстраций к приключениям Холмса, интересных статей о великом сыщике, обязанном своим существованием и своей популярностью серу Артуру Конан Дойлю. В небольшом коридорчике, соединяющем холл с выходом во внутренний дворик проходила выставка французских комиксов про Тин-Тина. Прямо напротив неё находился стенд с названием «Артемий Троицкий торгует собой и другими», где имела место быть музыкальная литература и диски нескольких музыкальных коллективов. Среди них, кстати, мы обнаружили и диск группы Барто.

Детям:

Внутренний дворик 12 июня был заполнен детворой. Посреди него располагалась живописная песочница, заполненная девчонками и мальчишками, самозабвенно творившими куличики размером с приличные садовые вёдра. В некоторых местах на верёвках висели полотна юных художников, в специально отведённые места которых можно было просунуть голову и сфотографироваться в роли, например, принцессы, изображённой на этом большом куске ватмана. Однажды упомянув комиксы, придётся возвращаться к ним снова и снова. Левый угол относительно входа во дворик был посвящён комиксам японским, то есть манге. Кроме стенда с нею, где любой желающий мог приобрести себе томик-другой, проходили и специализированные выставки «Манга, как часть современной книжной культуры». К серии мероприятий под этим названием относились показы аниме на большом экране (одним из анимационных фильмов, показанных там, был потрясающий «Мой сосед Тоторо» - величайшее из всех творений Хаяо Миядзаки), а также экспозиция манга «Преступление и наказание» по бессмертному произведению Фёдора Михайловича Достоевского. Моё личное мнение, что автору этой манги надо было либо лучше читать оригинал, либо растянуть саму мангу на много томов. Однако, это моё личное мнение. Факт остаётся фактом, манга висела на стене в японском варианте, с переводом на русский язык внизу страниц. Кроме французских комиксов, можно было найти и американские, посвящённые онлайн-игре Warld Of Warcraft, а также посетить презентацию книги «Ника» главного мангаки России – Богдана.

Ещё одним интересным мероприятием стала выставка «Николай Немзер и бумажная скульптура-иллюстрация». Собранные из плотной бумаги, или картона зверюшки Николая Немзера украшали внутренний дворик ЦДХ до конца фестиваля. Кроме того Центральная городская детская библиотека им. Гайдара открыла свой пункт регистрации юных читателей прямо напротив входа во дворик. Для детей был открыт паспортный стол, где молодые любители литературы могли получить паспорт гражданина фестиваля. Ещё одной находкой организаторов стал пункт приёма ненужных вещей, за которые выдавали билеты на самую беспроигрышную лотерею.

Взрослым:

Пора немного поговорить и о мероприятиях, рассчитанных на взрослых посетителей выставки. Выставку посетили различные авторы, такие как Мария Арбатова, Михаил Козырев, Владимир Вишневский, Виталий Вульф, Сергей Соловьёв (рассказывающий про новый фильм Асса-2), Алмат Малатов и многие другие. На фестивале засветились многие премии, в частности национальная литературная премия «Большая книга» и «Премия Андрея Белого». О них мы сейчас и поговорим.

Национальная премия «Большая Книга». 12 июня прошла пресс-конференция, посвящённая этой премии. На ней присутствовали члены экспертной комиссии, а также несколько авторов, попавших в краткий список. Авторов в шатре насчитывалось трое, тогда как в списке десять. Организаторы заверили, что встречи с другими представителями этого списка будут проводиться на других фестивалях и выставках. В этот же день перед публикой предстали Маргарита Хемлин, Илья Бояшов, Владимир Шаров. Перед тем, как дать слово писателям, ведущий рассказал о прошлых лауреатах, членах экспертной комиссии, о том, что лауреат будет объявлен только в ноябре и о многом другом, справочном. Рассказал он так же и о мнении, которое бытовало среди некоторых людей, будто премия эта каким-то образом претендует на монополию. Естественно, это утверждение было опровергнуто.

Первой слово взяла Маргарита Хемлин. Себя она охарактеризовала «читающим писателем», и рассказала, что родилась в Чернигове, но живёт уже давно в Москве. О себе писательница поведала мало, зато открыла слушателям мотивы своего творчества: «мне захотелось заступиться за маленького человека», который, по её словам, никому не нужен. Утверждение это вызвало, лично у меня, удивление, так как огромный пласт литературы последних двух-трёх веков этому самому маленькому человеку и посвящён. А произведение «Живая очередь», за которое Хемлин выдвинули на соискание премии «Большая Книга», посвящено страданиям еврейского народа в XIX веке. Интересно то, что написана она не в форме какой-то трагедии, а простым бытовым языком, который, кстати, в разговоре Маргарите совсем не свойственен. Взрыв смеха вызвала фраза писательницы: «я пишу про евреев, как… про людей».

Вторым повествовать о себе и своём бессмертном творении Танкист, или «Белый тигр» начал Илья Бояшов. Сперва, он сказал несколько «хвалебных од» в адрес премии, объясняя это тем, что она «собирает писательскую общественность вместе». Книга Ильи рассказывает о танковых сражениях и о мифическом белом тигре – танке неуязвимом, оставляющем за собой только кровь и огонь. Главный герой книги – выживший после встречи с тигром танкист, сошедший с ума и продолжающий охоту за этим монстром по всему свету. К этому произведению были употреблены слова: «парадоксальное», «банальное» - в лучшем смысле этого слова. Илья Бояшов сказал: «банальности не нужно бояться». А тема книги проста – борьба со Злом.

Третьим выступал Владимир Шаров, поведавший о тяжёлом труде краеведов в период становления Советского Союза, о том, что труд этот практически пропал, а точнее был специально уничтожен. В общем, его роман «Будьте как дети» - это ещё одна «попытка понять русскую историю XX века».

После нескольких довольно обыденных вопросов перешли к чтению выбранных отрывков из книг.

На этом объективное заканчивается и начинается проза жизни, та самая ложка дёгтя, которую не все решатся заметить в подобной премии. Поэтому, хочется заранее предупредить, что дальнейшее является субъективным мнением одного человека, и если вам оно не интересно, просто пропустите эту часть.

На основе тех небольших отрывков, которые нам удалось послушать, можно сделать некоторые выводы как о языке авторов, так и о произведениях в общем. Во всех трёх абсолютно разных творениях видно единое желание писателей переосмыслить историю XX века. С какой целью происходит это – не ясно, как мне думается, и самим писателям. Причина, видимо, кроется в том, что эпоху глобальных деяний можно трактовать так, как заблагорассудится, по истечению как можно большего промежутка времени. Гигант умер, а после его смерти на ней зарабатывают популярность те, кто с наибольшим рвением его пинает. Это логично и подчинено глобальным законам мироустройства. Становится очень грустно, когда видишь, сколь одинаковые произведения становятся финалистами большой литературной премии. Танкист, или «Белый тигр» Ильи Бояшова на проверку оказался боевиком, действие которого перенесено во времена Второй Мировой, что, естественно, добавило ему весу. Тема это вообще очень скользкая, особенно с теми выражениями, которые автор себе позволяет. Возникают определённые сомнения, по поводу восприятия Ильёй народа-победителя. «Живая очередь» Маргариты Хемлин оказалась лучше, но после продуманных и умных её речей, язык произведения, как и его сюжет, разочаровал лично меня даже больше, чем исторический боевик Ильи Бояшова. Произведение Владимира Шарова, кроме того, что является очередной повестью о произволе времени, которое сегодня пинать не то что модно, а необходимо, что бы стать Настоящим писателем, не запомнилась ничем. Автор не обязан уметь интересно излагать вслух свои творения, но и текст был не столь уж запоминающимся.

В целом, больше всего огорчает именно эта тенденция пинания мёртвого титана, за что дают различные премии, повсеместно уважают и восхваляют, как будто других тем и нет. А может, действительно нет? Или произведения, представленные «Большой Книгой» совсем не об этом? Так почему ведущий с такой настойчивостью втолковывал гостям мысль об ином взгляде на всем известное время?...

«Премия Андрея Белого» собрала куда меньше зрителей, чем предыдущая. Может потому, что вели её люди, имеющие весьма отдалённую связь с самой премией, или потому, что премия эта рассчитана не на автора произведений под общий, а значит не высокого уровня, вкус. Интересно, что разговор начался с рассказа об «арбатском круге русской литературы» и о музее Андрея Белого. Именно на этой квартире произошла первая встреча молодого поэта с Блоком. Потом разговор повернул с накатанной дорожки, заговорили о том, что эта премия – единственная независимая премия российского андеграунда, что призовой фонд чисто символический – бутылка водки и один рубль времён СССР. Были названы номинации: поэзия, проза, критика и отдельная номинация под названием «гуманитарное исследование и вклад в развитие русской литературы». Первым лауреатом этой премии был Саша Соколов с его «Между волком и собакой». Премию эту когда-то организовали три издания: 37, Обводной канал и Часы. Вся встреча строилась на большом объяснении в любви к премии Андрея Белого, ничего особенно интересного сказано, увы, не было.

Не знаю, что и сказать вам на прощанье. Фестиваль удался. Особенно интересным он стал для детей, которые получили массу удовольствия и от интересных бумажных фигурок-зверюшек, и от постоянных конкурсов, лотерей, игр, выставок комиксов и показов японской анимации. Огромный павильон Московского Дома Книги был заполнен покупателями и юными читателями, которым позволили немного пошалить в шатрах крупнейшей книжной сети Москвы. Для взрослого человека, а особенно для наших журналистов, ищущих на фестивале что-нибудь особенное, интересное, яркое, а главное, имеющее прямое отношения к культуре России, мероприятие получилось сумбурное и смазанное. Вроде, много шатров, много встреч, премий и так далее, но никакой особо интересной информации мы, увы, не получили. С другой стороны, дети – самое главное, что есть у нашей Родины, это её надежда и будущая опора. А потому та атмосфера праздника, которую создали организаторы мероприятия для маленьких читателей (ну, или пока слушателей), достойна уважения и благодарности. Мы будем следить за событиями литературного мира, тем более, что близится ММКФ на ВВЦ, а там будет такое количество информации, что мало не покажется.

Выскажись!



!