Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Трудно быть Богом

Трудно быть Богом

22 января в кинотератре «35мм» на Покровке состоялся пресс-показ картины Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть Богом» по одноименной повести братьев Стругацких. Идея создания фильма появилась еще в 1968 году, непосредственно производство началось в 1999. Три часа киноленты снимались почти пятнадцать лет.


0 фото к материалу Трудно быть Богом1 фото к материалу Трудно быть Богом2 фото к материалу Трудно быть Богом3 фото к материалу Трудно быть Богом4 фото к материалу Трудно быть Богом5 фото к материалу Трудно быть Богом6 фото к материалу Трудно быть Богом7 фото к материалу Трудно быть Богом8 фото к материалу Трудно быть Богом9 фото к материалу Трудно быть Богом10 фото к материалу Трудно быть Богом11 фото к материалу Трудно быть Богом12 фото к материалу Трудно быть Богом13 фото к материалу Трудно быть Богом14 фото к материалу Трудно быть Богом15 фото к материалу Трудно быть Богом16 фото к материалу Трудно быть Богом17 фото к материалу Трудно быть Богом

Я не буду пересказывать сюжет – читали Вы книгу или не читали, кино это производит впечатление от повести  обособленное; это не Аркадий и Борис Стругацкие, это – Герман. Его взгляд на визуализацию кардинально отличался от того, как воспринимают приемы экранизации иные режиссеры. В этой картине акцент  – не образ главного героя и не декорации, не диалоги, не близость к тексту книги, хотя каждая из этих деталей, как и все другие, продумана блестяще,  на микроскопическом уровне. Здесь от Вас, зритель, ждут чувства. Этот фильм – ощущение. Ощущение даже не страшного, варварского и грязного средневекового Арканара. Ощущение внешнего мира, того, оставшегося на одну восьмую суток за стенами темного кинозала.

На этот фильм надо идти в кинотеатр (в некоторых театрах показ начнется 13 февраля, в широкий прокат картина выходит 27 февраля) по двум причинам. Первая заключается в том, что это кино трудное. Пожалуй, именно о таком говорят, что оно – «не для всех». Сидеть три часа дома за ноутбуком или у телевизора, не отойдя ни на минуту (а отходить никуда нельзя, иначе собьется настрой), довольно трудно, более того, может стать, наверное, даже скучно. Если сомневаетесь в себе, вспомните, как на Вас действуют фильмы Андрея Тарковского, например, «Иваново детство». Если Вам удается смотреть такие картины от начала и до конца, если Вы во время просмотра не засыпаете, не проверяете ленту в инстаграме и не бегаете на кухню заваривать чай, то фильм «Трудно Быть Богом» Вам не покажется испытанием. Разве что духовным, но этого от Вас и ожидают. Так вот, если Вы посмотрите картину Германа, не отвлекаясь, на финальном аккорде с Вами случится катарсис. Причина номер два – операторская работа. Блестящая операторская работа Юрия Клименко и Владимира Ильина. Если вспомнить повесть, у Дона Руматы, главного героя истории, на лбу есть камера, через которую земляне наблюдают за историей Арканара. Эта деталь прекрасно обыграна режиссером и операторами -  в те моменты, когда мы видим происходящее на экране как бы через эту камеру, создается полный эффект присутствия на средневековой планете. На большом экране в кинотеатре, сами понимаете,  эти ощущения усиливаются в разы. Более того, в этой кинокартине практически отсутствуют понятия первого и второго планов – все, что происходит на экране – от мимики главных героев до мухи, которая садится на стол в сцене, где Румата читает «Гамлета» Бориса Пастернака  - все в кадре имеет первостепенное значение.

Вся картина (простите, что я так часто употребляю это слово, но называть эту киноленту фильмом как-то неловко, слишком уж простое слово) – от выбранного цветового решения и погодных условий (постоянный дождь – не дань ли вышеупомянутому Андрею Тарковскому?) до музыкального сопровождения и уж совсем неожиданных строчек из романа «Доктор Живаго» - абсолютно уникальное явление в истории не только киноиндустрии, но и в истории искусства вообще. Это кино, которое могло называться «Историей Арканарской резни» или «Что сказал табачник с Табачной улицы» не о том, как «Трудно быть Богом», а о том, как важно оставаться человеком.

Леонид Ярмольник, исполнитель роли Руматы:

«Фильм черно-белый. Потому что черно-белое кино у всех поколений ассоциируется с документом. Я думаю, Алексей Юрьевич снял художественное кино, которое имеет высшую марку качества, а это практически документ. А чтобы вы не думали, что этот фильм – фантастика, я принес с собой калет Руматы(накидывает на плечи). Потому что то, что происходит в этой картине, происходит сейчас везде. Считайте, что на этой пресс-конференции я – Румата, а ко мне пришли вы, земляне. Рассказывать, о чем эта картина, объяснять ее - это как если бы вы прочли Мандельштама, Пастернака или Бродского, а человек, который слушал, как вы читали, спросил, а о чем эти стихи. Мне кажется, это очень удачное сравнение. Потому что Германа надо чувствовать и понимать индивидуально. Объяснить его – невозможно».

Кинолента может понравиться или не понравиться, но она создавалась гениями киноиндустрии пятнадцать лет не для того, чтобы радовать глаз. Она обжигает, заставляет работать душу и, к финальным титрам, делает нас более человечными.


Выскажись!



!