Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // ТВ живьём и в записи Анатолия Лысенко - рецензия

ТВ живьём и в записи Анатолия Лысенко - рецензия

Сегодня мы рассмотрим книгу, аналогов которой, как мне кажется, ещё не было. И не потому, что у нас в стране выходит мало мемуаров и книг-воспоминаний, а потому, что она охватывает огромный и прежде скрытый от глаз пласт человеческой деятельности – телевидение СССР и России в переходное время его развития. «ТВ живьём и в записи» Анатолия Лысенко – это честный и немного ироничный взгляд сотрудника на все те процессы, результаты которых мы могли наблюдать в семидесятые-девяностые годы ушедшего уже двадцатого века.
Читать книгу «ТВ живьём и в записи» и приятно и сложно одновременно. Это самый настоящий перечень Больших людей, показанных в различных бытовых ситуациях, творческий процесс здесь неотделим от реальной жизни. Анатолий Лысенко – мастер слова, известный журналист и редактор, лауреат множества премий, президент Международной академии телевидения и радио. Как вы понимаете, за его спиной – огромный опыт работы, знакомства с такими людьми, которых большинству из нас даже не увидеть. В книге несколько раз встречается рубрика «Портреты», в которых Анатолий Григорьевич подробнее останавливается на личности того или иного деятеля телевидения, рассказывает о том, как они познакомились, чем занимались.

У любой книги, тем более у книги воспоминаний, всегда есть определённое настроение. «ТВ живьём и в записи» - это ироничный и в тоже время немного грустный роман о жизни на изломе эпох. Лысенко не склонен идеализировать времена: советское телевидение было весьма предвзятым, действовала запретительная политика, работа шла, опираясь на клюку энтузиазма, не учитывая пока рыночную составляющую. Всё это так. Но эксперимент, честность, порядочность молодёжной редакции, которой гордится и сам Лысенко – один из её сотрудников, ушли в прошлое вместе с нею, и вот современное телевидение полностью погрузилось в пучину рынка. И не осталось ни честности, ни энтузиазма, теперь каждый проект рассматривается согласно его коммерческому потенциалу.

Можно ругать советское телевидение. Оно было до идиотизма идеологизированным. Но отбросьте «Да здравствует Леонид Ильич Брежнев!» и останется великолепное телевидение.


И в этом весь Лысенко. Показывая без купюр то, как работники молодёжки обходили партийные запреты, иногда нарывались на неприятности, иногда прогибались, но никогда не сдавались, он часто противопоставляет этот период более поздним временам, когда вместо запрета показывать ту или иную программу, стали использовать ТВ в качестве политического инструмента давления. Это было уже в девяностые. А сегодня просто стало «фастфудом». И от этого никуда не деться. Пожалуй, именно поэтому так сложно читать книгу – понимаешь, что что-то ушло безвозвратно, и это что-то было ложкой мёда в бочке дёгтя. Дёготь остался нетронутым, а мёд уже кто-то сожрал.

Лысенко имеет отношение ко многим программам, ещё идущим, или уже оставшимся лишь в воспоминаниях. Это и КВН, и «А ну-ка, девушки!», и «Что? Где? Когда?», но куда глобальнее воспоминания о «Взгляде», программе, которая выходила всего несколько лет, но за это время сделала столько, что её частично начали обвинять в развале Советского Союза. Чушь, конечно, останься она в строю, может и новой России бы не поздоровилось, а так – программа закончилась, когда начала меняться власть, и говорить честно стало бесполезно. И опасно. Здесь начинал Влад Листьев, которого, как считается, убили именно за слова (хотя, Анатолий Григорьевич с этим не согласен), здесь работали Дмитрий Захаров, Александр Любимов, Андрей Разбаш, Леонид Парфёнов, Александр Пономарёв и многие другие. Что такое «Взгляд»? Это три года, которые всей команде дались очень трудно. И всё равно Лысенко называет их самыми счастливыми в жизни. И закончились они в 1990 году. А потом – ВГТРК и ТВЦ.

Вы хотите знать, как появилось наше телевидение? Хотите увидеть его изнутри? Читайте эту книгу. В ней многое и многие показаны такими, какими они были. Многих мэтров, которых Анатолий Григорьевич часто называет уменьшительно-ласкательными именами, уже, к сожалению, нет в живых. Другие всё ещё появляются на телеэкранах, но всё больше по другим причинам – кто-то подался в политику, кто-то, как, например, Константин Эрнст, сам стал у руля российского телевидения. Скажем так, «ТВ живьём и в записи» - это материалы к делу о Перестройке и Гласности, которое когда-нибудь будет разбирать Человеческий суд. Сегодня очень сложно вынести вердикт, что было верным, а что нет – не хватает информации. И книга эту информацию предоставляет, хотя бы частично, в малых дозах. А больше, наверное, пока и не надо: подождём. Анатолий Лысенко, кстати, пишет вторую книгу, думаю, она будет не менее интересной, чем первая.

Сейчас, после долгого перерыва, и Кашпировский, и Чумак снова стали появляться на телеэкране. Правда, теперь они уже не единственные – стаи экстрасенсов заполонили все программы. На экране их больше, чем при советской власти передовиков производства. Что поделаешь, какие времена – такие и герои.


В следующий раз мы с вами будем читать ещё одни мемуары - книгу Генриха Падвы "От сумы и от тюрьмы...".

Другие статьи:

Анатолий Лысенко - ТВ живьем и в записи - отрывок из книги
ММКВЯ 2011: часть 1 - в том числе и презентация книги "ТВ живьём и в записи" Анатолия Лысенко

Выскажись!

I AM MORBID (David Vincent, Tim Yeung)


!