Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // У нас в Рязани – глина с глазами

У нас в Рязани – глина с глазами

В разгар лета в Дарвиновском музее соберётся более сотни глиняных игрушек из Рязанского края. Какие они, демидовские, вырковские и сапожковские сокровища, хранящие частичку русской земли и мудрость целого народа?

0 фото к материалу У нас в Рязани   глина с глазами1 фото к материалу У нас в Рязани   глина с глазами

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные «достопримечательности» можно обнаружить во многих областях России. В каждой из них секрет народного промысла трепетно оберегают и передают от отца к сыну на протяжении веков. В этом году проект Дарвиновского музея, посвященный народной глиняной игрушке, продолжится выставкой «У нас в Рязани — глина с глазами!» о рязанской игрушке и народных традициях этой области. Вы увидите около сотни игрушек из собрания Музея традиционного искусства народов мира, народные костюмы Сапожковского и Скопинского районов из коллекции известного этнографа Сергея Глебушкина и отреставрированные снимки Рязани 1912 года пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского.

Рязанская игрушка в народном искусстве стоит особняком. Неподатливый материал лишил её пластичности, изящества и яркой расцветки, но позволил обойти стороной современные веяния и в неизменном виде пронести сквозь века те архаичные образы, народную простоту и правду, заложенную первыми мастерами. На выставке представлены более 100 уникальных глиняных произведений из Сапожковского, Вырковского и Демидовского районов.

Сапожковская игрушка родом из деревни Александра-Прасковьинка, которую в народе до сих пор называют Глинки, в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями. Сапожковские мастера формам изделий придавали больше значения, чем цвету, потому их игрушки монументальны и статичны, с нерасчлененной формой, приземистых пропорций: свистульки-«улютки» в виде птичек и всадников, женские фигуры с детьми. Игрушки традиционно заливались зелёной глазурью, чтобы еще больше подчеркнуть выразительность форм.

В деревне Вырково Касимовского района игрушкой стали заниматься в начале XX века, и сейчас это место является одним из современных центров народного промысла. Вырковские фигурки динамичны, с характерным вытянутым силуэтом, особое внимание мастера уделено жестам и позам людей.

Демидовские фигурки легко отличить от остальных по кокетливым барыням. Птичку-свистульку они держат не под мышкой, как в филимоновских игрушках, а на груди, перед собой. В их шляпки вставлены перышки. Юбка, как правило, разделана полосатой или клетчатой росписью как домотканая понёва.

Оказавшись на выставке в окружении рязанских сокровищ, невольно переносишься на столетия назад, на долгожданную крестьянскую весеннюю ярмарку. Мимо тебя проходят нарядные барыни в кокошниках, птицы-свистульки поют первые трели, баба с петушками торгуется на базаре, гармонист на завалинке веселит народ частушками, мимо проносятся румяные всадники на удалых жеребцах. Глядя на эти глиняные фигурки, понимаешь, что это не просто игрушка, а целый образ времени, народа, его глубинная мудрость. Несмотря на то, что народная игрушка исчезла из детского обихода, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, обладая волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в дом.

Выскажись!



!