Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Убивай космонавтов – они лезут на небо

Убивай космонавтов – они лезут на небо

4 ноября в Театре.Doc состоялся спектакль «Носитель. Избранное». О трудностях освоения космоса и перспективах романтических отношений в безвоздушном пространстве (на примере голливудского скай-фая «Гравитация») – в очередном моноспектакле Алексея Юдникова. Смешно, искренне и, как заведено в Театре.Doc, есть над чем задуматься.

0 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо1 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо2 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо3 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо4 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо5 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо6 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо7 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо8 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо9 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо10 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо11 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо12 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо13 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо14 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо15 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо16 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо17 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо18 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо19 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо20 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо21 фото к материалу Убивай космонавтов   они лезут на небо

Жанр, как и всегда в «Носителе», мутировал необратимо. Полемизирующая с «Космической одиссеей» Кубрика и «Солярисом» Тарковского фантастическая притча в пересказе Юдникова превратилась в трагифарс на тему «женщина в тяжелой ситуации» с элементами акробатики и визуального театра. Оперевшись на стремянку и доблестное плечо звукорежиссера Станислава Губина, Алексей болтает ногами и руками, изображая невесомость; синие подушки летят в зрителей, имитируя 3D-эффект дождя из космического мусора (который в фильме изрешетил МКС и орбитальные спутники), а из подражания одинокому плаванию героини Сандры Баллок в межзвездной бездне получается совсем полунинская по пронзительности мизансцена – запихнувшись в гофрированную трубу и подсвечивая шахтерским фонарем, Юдников в полной темноте смотрит на подвешенный к потолку школьный глобус с почти ощутимой тоской.

Юдников – живая «флэшка» со всеми вытекающими последствиями. В отличие от электронного носителя, Алексей ведет себя как фактический соавтор – полученную информацию он перерабатывает, просеивает через фильтры своего опыта, личных впечатлений, возраста и выдает с пересказом тех подтекстов, которые считал. Что «Гравитация» в плане реалистичности, конечно, ушла дальше советской «Планеты бурь». «А вообще дизайн в таком кино, знаете, вещь важная». Как приятно ощущать, что несмотря на последние (весьма относительные) успехи Роскосмоса наш вклад здесь все еще значим. «В этом все-таки что-то есть – когда Джордж Клуни произносит “корабль Союз”, “модуль Заря”». Ну а женщина в космосе – это же что-то страшное, катастрофа неминуема. Героическая смерть товарища-астронавта (Клуни) – прямое следствие его рабочего флирта с доктором Стоун (Баллок). В напряженнейший момент (что, конечно, очень похоже на правду) героиня садится и внимательно изучает инструкцию «как пользоваться космическим кораблем».

Зачем вообще пересказывать кино, Юдников объяснил как-то на одном из «носителей», показанном в рамках Ночи черной комедии на Винзаводе, через увиденный в детстве фильм по рассказу Брэдбери «Чикагская бездна». В далеком будущем, после ядерной войны люди вернутся в почти первобытное состояние и все позабудут о своей прошлой благополучной жизни. Лишь один старый-старый дед будет ходить по домам и на публике вслух вспоминать о сигаретах, фруктах, машинах. «Так вот – я сейчас в роли этого старика. Потренируемся, на всякий случай». Тем более, продолжает Алексей, были у нас и такие времена, когда в лагерях уголовники занимались самообразованием, слушая от «политических» заключенных пересказы спектаклей и книг, а мы чем, собственно, хуже?

Позади уже несколько десятков пересказанных фильмов (каждый спектакль играется только раз и больше не повторяется!) – у Алексея есть все шансы не пропасть ни в тюрьме, ни в постапокалиптическом будущем, чего, конечно, мы ему решительно не желаем. Выпускник мастерской Марка Захарова в РАТИ-ГИТИС (в дипломном спектакле курса по Булгакову в постановке Сергея Алдонина он сыграл Мастера), выступавший на площадках нескольких столичных театров, однажды Алексей бросает актерство и уходит в тележурналистику. Как его занесло на Трехпрудный переулок – всех любопытствующих отсылаем к замечательному доковскому спектаклю «Зажги мой огонь», лауреату премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент», где Алексей прекрасно и обстоятельно высказывается от имени Джима Моррисона, училки русского языка, инопланетянина и, в том числе, себя.

Нужно сказать, что вот таких исповедальных ролей у актера не так много, чаще режиссеры просто эксплуатируют его фактуру. В политической сатире-фантасмагории «Circo Ambulante» Андрея Могучего и Максима Исаева об островной автократии Алексей – злобный идеолог режима и правая рука Обер-кондуктора. В гомерически смешных «Трусах» Елены Невежиной – некто Василий, сильно матерящийся и сильно пьющий сосед главной героини Нины. А в «Порнографии» Юрия Муравицкого – порнозависимый муж в балетном комбинезоне. Для Юдникова «Носитель. Избранное» - это прекрасная возможность побыть собой, как-то скромно, доверительно, остроумно, с обширными лирическими отступлениями пообщаться о том, что интересно, важно и смешно.

Кроме стремянки, звукорежиссера Губина и юдниковских переодеваний неизменным атрибутом спектаклей является тематический стихотворный отрывок и песня под занавес. В этот раз Алексей прочел кое-что коротенькое из современного мастера отечественной лирики и перформанса Никиты Борисовича Джигурды о долге человека перед Богом и поставил песню «Убивай космонавтов» известного коллектива «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля» - идеальный саундтрек в завершение прекрасного вечера.


Выскажись!



!