Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Валерий Брюсов - Жемчужина русского символизма

Валерий Брюсов - Жемчужина русского символизма

Если говорить о Серебряном веке, и о деятелях искусства того времени, то, полагаю, в первую очередь следует сказать о великом русском поэте, человеке, который смог понять душу людей своего времени, их трагедию, их мечты… да, речь пойдет именно о великом Мэтре Символизма, о Валерии Яковлевиче Брюсове.

Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве. И вырос в ней. Его семья была вполне благополучной, как в материальном, так и в нематериальном смыслах. Это была зажиточная купеческая семья.

0 фото к материалу Валерий Брюсов - Жемчужина  русского символизма

Дед благодаря своим незаурядным способностям прошел нелегкий путь от крепостного крестьянина до купца второй гильдии. Его сын, отец Валерия Яковлевича, Яков Кузьмич, не имел никакого образования, но это не мешало ему быть человеком весьма начитанным, эрудированным и страстным коллекционером книг - в его библиотеке насчитывалось большое количество достаточно редких экземпляров. Другой дед, отец матери, А.Я.Бакулин тоже имел пристрастие к книгам - писатель-самоучка, писавший не только рассказы, но и басни. Конечно, такая «литературная» генетика сыграла свою немаловажную роль в становлении Брюсова, как литератора. Он всегда очень много читал - с 3х лет, и вообще поражал своей любовью к литературе с глубокого детства. Воспитание матери , отдававшей себя детям целиком, тоже сыграло свою роль - Матрена Александровна привила своему сыну то самое чувство Прекрасного, что красной нитью проходит сквозь все его произведения, все этапы его творчества. Что бы не случалось, что бы не происходило, стремление к Высокому, Прекрасному, было неистребимо. Красота - путеводная звезда Брюсова, Вечный Идеал, в погоне за которым поэт где только не успел побывать, что только не успел попробовать. Но в отличие от многих своих друзей - символистов, он, несмотря на все перипетии нелегкой жизни, и разочарования, так и не утратил Веры в людей, в их светлое будущее, и в неведомое Прекрасное, которое, на самом деле, всегда рядом. Просто не всем дано его увидеть…

Итак, свою литературную деятельность будущий великий поэт начал еще в школьные, а точнее, гимназические годы - он учился в частных гимназиях Ф.И Креймана , а впоследствии у Л.И. Поливанова. Здесь он поражал сверстников не только своей начитанностью, но и феноменальной памятью, с легкостью пересказывая не только любимого Жуль Верна, но и большие философские трактаты Канта и прочих мыслителей.

Брюсов был инициатором создания рукописного журнала «начало», для гимназистов. Правда, даже не смотря на его активность, данная идея достаточно быстро пришла в упадок, и вскоре Брюсов остался единственным автором «начала». Это лишний раз доказывает, что у этого человека желание творить было превыше всего; творчество - как воздух, а только потом признание и все остальное… Брюсов всю жизнь был увлеченным человеком. Не было такой сферы жизни, которая бы его не интересовала вообще. Причем, интересовало его все не на поверхностно-дилетантском уровне, нет, он старался вникнуть во все, пропустить через себя, понять…

В 1921 году В.Я.Брюсов учреждает Высший Литературно-художественный Институт, в котором преподает историю русской, римской и греческой литературы, сравнительную грамматику индоевропейских языков, теорию стиха, латынь и даже теорию математики. Это не мешает ему заниматься стихотворной деятельностью. Для Брюсова - Искусство-это Бог, а сам процесс творчества подобен некому священному таинству. Он черпает свое вдохновение не столько из реальности (скучной и унылой), сколько из глубин своего богатого внутреннего мира.
Брюсов устремлен в будущее всей душой, но при этом не забывает об истоках. Любовь к русской классике живет в его сердце, и красота русской литературной речи неизменно присутствует в любом из его произведений - как поэтическом, так и прозаическом. Его стихотворения наполнены красоты, страсти, и в тоже время невинности. Он слишком эстет, чтобы его творчество носило откровенный характер, он слишком устремлен к идеалу, что бы опорочить его земным…

В конце 1880-х годов Валерий Яковлевич всерьез увлекся современной поэзией, и такими авторами, как Мережковский, Фофанов и др.

В кругу близких друзей, увлеченных подобно ему, постоянно обсуждалось их творчество. Тогда-то Брюсов и сблизился с А. Панге, странным, будто не от мира сего , юношей, и эта дружба наложила свой отпечаток на раннее творчество поэта. Под влиянием Панге, а также французских символистов (Верлена, Бодлера, и пр.) в 1824 году в свет выходит сборник «Русские символисты», полный мистики и экзотических фантазий, большинство произведений, в котором написано самим Брюсовым.

Впрочем, французские поэты вообще сыграли решающую роль в становлении Брюсова не только как поэта, но и как человека. Он очень чутко воспринял их яркий индивидуализм, надлом мятущейся в поисках личности, и стремление к свободе и красоте...

В лирике Брюсов видел Высший Смысл. «Лирика- это единственное, что способно воплотить единение противоположных качеств» - говорил он. А противоречий что в нем, что в его поэзии хватало настолько, что впору было задуматься именно об их единении, в противном бы случае, ни о какой гармонии, к которой поэт так стремился, не могло бы быть и речи.

Брюсов жил и творил в сложное, переломное время и как никто другой из его современников смог понять свое поколение, его боль и мечты. Думается, он был своеобразным философом своего времени, умевшим в каждом прожитом миге узреть лик вечности. Его лирика – это как реальность, смешанная с мечтами поэта, которые он так хотел воплотить… впрочем, преклонение пред мечтами не было вечным лейтмотивом стихотворений Брюсова. Спустя время, он убедился в несбыточности многих из них, и даже напрасности… мечты, любовь… все это становилось через краткий отрезок времени лишь следами на сердце, буквами на бумаге, и разочарованием в душе. И тогда появились новые произведения- полные горечи, сожаления о недолговечности жаждуемого прекрасного, о недолговечности любви. Но вечная вера Брюсова в лучшее не изменяла ему, даже когда казалось, что всё рушится и держаться не за что. Отчаявшись в одном, он увлекался другим и, разрушенный было мир вновь приобретал краски жизни. Нет, он не воспевал упадок. Он за каждым падением видел подъем. Он жаждал перемен, и потому так остро среагировал на Революцию. Он видел, как изжил себя старый строй, и понимал, что должно произойти нечто Величественное, что изменило бы жизнь людей, и его жизнь. Только не долго поэт воспевал Революцию, очень скоро он понял - это не то, что он ждал, не то, на что надеялся. Разве можно было ломать культурные и духовные ценности, устоявшиеся на протяжении целых столетий?!

Тогда были написаны эти строки, в которых Брюсов четко и точно выразил свое отношение к Революции:

Где вы - гроза, губящая стихия,
Я - голос ваш, я вашим хмелем пьян,
Зову крушить устои вековые,
Творить простор для будущих семян.
Но там, где вы кричите мне: "Не боле!"
Но там, где вы поете песнь побед,
Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать - я буду с вами! строить - нет

Разочарование в Революции не привело к разочарованию в людях. Но привело к отречению от «декадентства» и «ницшеанства». Идеалы прошлого изжили себя. Настала пора нового поиска. Жажда будущего не на миг не покидала этого удивительного человека, и свой новый идеал он нашел в Городе. Город - удивительное историческое явление, город- место, где особенно остро проявляются все противоречия человечества, где так много людей, и где порой так одиноко среди себе подобных… Брюсов не раз повторял о своем неоднозначном отношении к городу. Он восхищался им… но не как Прекрасным, к которому была всегда устремлена душа поэта, а как ядом, наркотиком., вдыхая который, знаешь - он скоро убьет тебя, непременно, просто не ведаешь, когда. Он одновременно манит и отталкивает. Гармония противоречий. Такая яркая и невозможная. Брюсов смог ее понять, и показать другим, что это возможно. Городской теме был посвящен цикл стихов «Urbi Et Orbi», переизданный в 1914 году. Вообще, к своему творчеству поэт относился крайне критично, и из всех своих многочисленных сборников смог похвалить лишь «Tertia Veqila» 1900 года, заметив, что , возможно, лучше ему не написать уже никогда…

Для Брюсова огромное значение имели исторические процессы, они и реакция на них всегда находили свое отражение в творчестве. И не только в стихотворном. 2 романа Брюсова- «Огненный ангел» и «Алтарь победы» так же носят исторический характер. Если прочесть эти романы, переносящие нас в эпоху Древнего Рима и средневековую Германию , то становится понятным , насколько безудержной была страсть писателя к исследованиям и насколько богата была его фантазии, благодаря которой мы можем прочувствовать и атмосферу давно ушедших времен, ведь Брюсов был замечательным историком. Поводя итоги, хочется сказать, что Валерий Брюсов, в первую очередь, являлся именно Жрецом искусства и Вечным Искателем Идеала. Но подвергать сомнению его человеческие качества не приходится - по свидетельству его многочисленных знакомых трудно было найти более душевного и отзывчивого, всегда готового прийти на помощь человека, чем Брюсов. За несколько порой напыщенными и высокомерными манерами поведения скрывалось чуткое, нежное и ранимое сердце, которое поэт пытался защитить от злых посторонних взглядов под маской насмешливого цинизма. Он оказался тем, кто смог понять всё и всех… а вот многие ли поняли его?

Выскажись!



!