Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Виктор Васнецов - Отец Русского Модернизма

Виктор Васнецов - Отец Русского Модернизма

Виктор Михайлович Васнецов родился в русской глубинке - чувашском селе Лопьял, Уржумской волости, Вятской губернии (ныне Кировской области) 3(15) мая, 1848 года, в большой патриархальной семье священника. С самого детства, созерцая красоту Вятской природы, наблюдая за умельцами-односельчанам, Васнецов испытывал большой интерес к изобразительному искусству, и часто делал наброски и зарисовки из бытовой жизни, и окружающих его прекрасных пейзажей. Когда Васнецов немного подрос, в связи с переводом отца они были вынуждены перебраться в село Рябово, где и прошли дальнейшие годы жизни молодого художника. Несмотря на то, что талант был на лицо, в 1858 году Васнецов был отдан в Вятское духовное училище. По-традиции старшему сыну следовало стать священником, как и отцу. Отучившись здесь, он в 1862 году переводится в Вятскую духовную семинарию. Во время обучения в духовном заведении, Виктор Михайлович продолжает рисовать.
0 фото к материалу Виктор Васнецов - Отец Русского Модернизма

Рисунок занимает все свободное время, и в 1867 году он все-таки уходит из семинарии, с предпоследнего философского класса, причем с согласия отца. Васнецов зарабатывает на жизнь рисунками, иллюстрациями в дешевых изданиях. Чуть позже он становится помощником художника Андриолли., с которым они вместе расписывают Вятский собор. Первые написанные маслом картины («Молочница» и «Жница») Васнецов продал, а на вырученные за них деньги поехал в Санкт-Петербург - поступать в Академию Художеств. В Петербурге он сразу поступает в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств под руководством Н.Н.Крамского., и учиться там 1867-1868гг, а впоследствии оказывается и в Академии художеств (1868-1875гг). Здесь он в совершенстве осваивает литографию, что очень помогает ему в работе - он иллюстрирует журналы, и некоторые книжные издания в годы учебы. Среди них «Народная азбука» Столпянского и «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя.

Систематического обучения, при всей старательности, у Васнецова не получалось - когда умерли родители, он как старший должен был обеспечить семью. Но все это не помешало Васнецову по окончании Академии получить две маленькие и одну большую серебряную медаль - за этюды с натуры и успехи в рисовании.

С 1878 года Васнецов становится членом Товарищества передвижников, а с 1893- Академии Художеств. В 70е года Васнецов участвует в небольшой выставке с жанровыми картинками, основные сюжеты которых - сценки из обыденной жизни простых и зажиточных горожан. Рисунки были выдержаны в серо-коричневой гамме, и невероятно удачно передавали атмосферу города и его повседневной обстановки - «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), и некоторые другие. Сейчас эти произведения хранятся в Московской Государственной Третьяковской галерее. В 1878 году художник отправляется во Францию, вместе с другими передвижниками. Здесь он выполнил первые этюды для будущей картины «Богатыри», и именно по возвращении в Россию Васнецов посвящает свою дальнейшую деятельность новому жанру: былинной, фольклорно-сказочной теме, которая прославила его. Васнецова за его необычную манеру писания картин - монументальность, символику, своеобразные цветовые решения, по праву прозвали основоположником русского модерна. До него подобных приемов никто не применял.

Виктор Михайлович также писал портреты. Среди них наиболее известен портрет Ивана Петрова, и Аполлинария Михайловича Васнецова - младшего своего брата, не менее талантливого и самобытного художника, но не столь известного (эти портреты также можно увидеть в Третьяковке).

Васнецов принимал активное участие в жизни современного театра. Именно он являлся автором костюмов и декораций в пьесе «Снегурочка» А.Н.Островского, и в опере И.А. Римского-Корсакова.
Васнецов иллюстрирует пушкинскую «Песнь о вещем Олеге», хранящуюся доныне в московском литературном музее. Пишет картины в духе русского фольклора: «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри».

Вершиной творчества Васнецова считают огромное монументальное панно «Каменный век», выполненное художником для Исторического музея. И. Грабарь сказал про это произведение, что оно явилось рассветом новой эры русского искусства, как некогда «Помпея» К.Брюллова.…

По рисункам Васнецова была построена церковь и сказочная Избушка на курьих ножках в подмосковном Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи; воспитанный в православных традициях, Васнецов участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве, и храма Воскресения в Санкт-Петербурге, а также выполнял эскизы для варшавского собора. После революции 1905 года Васнецов, став участником право-монархического движения «Союз русского народа», финансирует и оформляет издания этой организации в славянском стиле, пишет в соавторстве Икону Покрова Монархического. Васнецов сотрудничает с государственными чиновниками, помогая в издании образовательной литературы для заводских и фабричных рабочих, направленных на предотвращение революционного движения; вместе с Л.А.Тихомировым издает его труд «Монархическая государственность». Благодаря иллюстрациям и оформлению Васнецова данная книга стала из 2х томов занимать 3, и значительно увеличилась в цене.

В 1905 году Васнецов, возмущенный политиканством, со скандалом оставляет членство в Академии Искусств, из-за инцидента со студентами-революционерами, сорвавшими выставку религиозных полотен художника, которые были предназначены для Георгиевского храма в селе Гусь.

Васнецов издавал «Книгу русской скорби», в которую входили некрологи жертвам революционного террора, и их жизнеописания. Так же Васнецов был автором мемориальных крестов: на месте гибели князя Сергея Александровича на Красной Площади (в годы советской власти был снесен, впоследствии реконструирован на территории Новоспасского монастыря). Подобные кресты были установлены на могиле В.А. Грингмута - вождя право-монархического движения и Ю.Н. Говоруха-Отрока, бывшего «правого» публициста. Октябрьскую революцию Васнецов, убежденный славянофил, не принял, но и из России не иммигрировал. После 1917 года он углубился в свою сказочную тему, будто прячась от суровой реальности. Участвовал в Обществе возрождения художников Руси. Васнецов существовал на пенсию, выплачиваемую ему советской властью как заслуженному художнику, но взамен ему пришлось передать свой дом, который теперь именуется домом-музеем Васнецова. Васнецов умер 23 июля 1926 года, и был похоронен в Москве, на Введенском кладбище.

Наследие Васнецова имеет огромное значение – он дал толчок новой школе в русской живописи, последователями которой можно назвать таких ярких и талантливых художников, как М.Нестеров, П.Корин, И.Билибин. Даже шапки-буденовки, ставшие своеобразным символом непобедимой Красной армии, оказывается, когда-то были придуманы Васнецовым для одного парада Царской армии, только назывались они богатырками…

Выскажись!

EQUILIBRIUMALCEST


!