Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Бабушек и дедушек лучше навещать чаще

Бабушек и дедушек лучше навещать чаще

26 ноября в России состоится релиз новой картины небезызвестного благодаря «Шестому чувству» (1999) сценариста и режиссёра М. Найта Шьямалана«Визит». Однако, будучи знакомыми и со многими другими работами этого художника, которые, в отличие от «Шестого чувства», особого зрительского признания не получили и по прошествии времени перекочевали в разряд “чуть лучше среднего” – «Стюарт Литл» (1999), «Знаки» (2002), «Таинственный лес» (2004), «Девушка из воды» (2006), «Повелитель Стихий» (2010) и т.д., – нового киношедевра не ожидаешь и на сей раз, однако знаешь, что тебя точно не разочаруют и обязательно удивят. 


0 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще1 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще2 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще3 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще4 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще5 фото к материалу Бабушек и дедушек лучше навещать чаще

Ребекка и Тайлер Джемисоны получают приглашение от своих бабушки и дедушки, Дорис и Джона, погостить у них на ферме неделю. Все бы ничего, только вот дети никогда прежде не получали от своих стариков ни то что бы приглашения в гости, но даже поздравительной открытки... После событий роковой ночи 15-ти летней давности их мать, Паула, навсегда покинула отчий дом и больше не общалась с родителями. Соответственно, Ребекка и Тайлер бабушку с дедушкой никогда не видели. Повод бы задуматься, однако Паула слишком увлечена своим новым бойфрендом Мигелем, пытаясь заглушить с его помощью сердечную боль, причинённую бросившим её с двумя маленькими детьми мужем, из-за которого она, в своё время, бросила родителей. Так что, пользуясь счастливым стечением обстоятельств, она без колебаний отправляет детей к родителям и уезжает на курорт с Мигелем.

Дети же, скрепя сердце, относятся к этому с пониманием и пытаются извлечь из всего если не максимальное удовольствие, то хотя бы пользу – начинают снимать документальный фильм о своём знакомстве со старшими Джемисонами. И, в начале, все кажется вполне радужным – добрые бабушка и дедушка разрешают абсолютно всё, кроме двух вещей – ни в коем случае не ходить в подвал и ни в коем случае не выходить из своих комнат после 21:30. Но маленькие непоседы быстро выясняют, почему после 21:30 лучше не выглядывать – оказывается, бабушка страдает старческим недомоганием “ночная спутанность”, в период обострения которого становится, мягко говоря, не в себе. Однако новые и новые странные происшествия, случающиеся по несколько раз на день, и новые странности в поведении стариков не дают детям расслабиться. Всё-таки решившись на 5-ую ночь поставить в гостиной камеру, утром брат сестрой видят на записи то, после чего никаких сомнений по поводу дальнейших действий у них не остаётся – сматываться, как можно скорее.

Исходя лишь из приведённого фильмографического списка, можно сделать вывод, насколько Шьямалан разносторонний и разноплановый автор. Может, он не выстреливает каждый раз гениальными картинами, однако никогда не опускается ниже заданной своим творчеством планки, создавая только качественные кинопродукты, которые всегда находят своего зрителя. Он не устает пробовать себя в разных жанрах и не боится адресовывать свои работы разной аудитории – детям, взрослым, любителям мистики, любителям фентези и, наконец, любителям ужасов. «Визит» также не стал для Шьямалана исключением – по многим параметрам это первая для него работа подобного рода. Во-первых, первая снятая в жанре “найденная плёнка” (то есть в духе фильмов «Ведьма из Блэр» (1999/2000), «Паранормальное явление» (2007/…), «Тайна перевала Дятлова» (2013), «Париж. Город мёртвых» (2014), «Слендер» (2015) и т.д.). Во-вторых, первая, можно даже сказать не только для Шьямалана, но и в своем роде, хоррор-комедия. То есть не пародия на ужасы (это другой жанр), не черная или даже чернушая комедия с элементами трэша (к примеру «Убойные каникулы» (2010) или свеженькие «Скауты против зомби» (2015)), а именно, в первую очередь хоррор, но забавный до ужаса или забавный ужасами.

Конечно, многие циники возразят, мол, и в «Паранормальном явлении» можно много над чем посмеяться. Но есть разница – одно дело угорать над тупостью поступков персонажей и дебильными псевдобытовыми фразочками, в переводе становящимися еще дебильнее, в то время как по задумке авторов вам должно быть страшно, а не смешно, и другое – когда диалоги и действия персонажей намеренно сделаны так, что б вам было и смешно, и при этом страшно. «Визит» как раз такой фильм, который иронизирует сам по поводу себя. При том, что в нем достаточно жути, а от некоторых моментов, ближе к развязке, становится прям-таки вообще не по себе. Но именно здесь явно ощущается, что жанр найденной пленки переходит в стадию консервации – за не имением других путей развития начинает пародировать сам себя.

Главные герои здесь дети, которые во многом ведут себя как... как дети и ведут. Забавно только, что взрослые из других фильмов в подобных ситуациях ведут себя точно также, если не глупее. В остальном же по фильму очевидно, что данные дети смышлёные и решительные не по годам, и поэтому их внезапно ставшие к развязке совершенно алогичными действия (например, когда можно кучу раз убежать, а они не убегают, когда нужно быть вместе, а сестра вместо этого спокойно бросает младшего брата лицом к лицу со смертельной угрозой и идет в подвал, в котором всем понятно, что можно найти), явно указывают на намеренную самопародийность. Даже у тупых героев в подобных картинах не было столько времени и возможностей выжить.

Да и страшными маньяками-монстрами на сей раз выступают не оные, а действительно самые настоящие старики, не скажем, что безобидные, но старики, которых реально обезвредить, даже детям. Но, собственно, в этом и ещё одна фишка – противостояние детей и стариков, два на два, кто же победит? А вокруг ещё и ярко прописанный фон из социальных проблем, противоречий и пропастей между поколениями, о которых на самом деле лень рассуждать, так что здесь и остановимся. Да и “страшные” события поданы нам через призму видения глазами ребенка – дедушка использует подгузники и прячет их под сараем, а днем постоянно собирается на какой-то маскарад, бабушка же постоянно пялится в полувысохший колодец, а ночью ходит по дому голая. Но это только в начале, дальше ужасы действии становятся ужасами, не только для ребенка. Больше всех из них обращает на себя внимание момент, когда бабушка просит внучку помыть большую духовку. Изнутри. Полностью туда залазя. Мгновенно всплывают ассоциации с бабой ягой, на которую, к слову, бабушка очень похожа. Естественно, что подобный приём прокатит только в фильме про стариков и внуков, персонажами хоррроров обычно не являющихся.

Но такая самопародийность жанра не может, на самом деле, не радовать. Ведь подобный мейнстрим уже откровенно поднадоел. За редким исключением («Париж: город мертвых») большинство новых картин в такой стилистике ничего оригинального в себе уже не несут («Слендер»), а лишь слепо втискивают свою историю в якобы интересное обрамление. Но на самом деле оно вообще не интересное само по себе. А если им неумело пользоваться, то еще и угнетает. Здесь же приём “найденная плёнка” использован с умом, самоирония же ещё и прибавляет картине “перцу”. В результате синтеза этих двух составляющих получается органичное, интересное и очень забавное кино. И при этом действительно хоррор.


Выскажись!




!