Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // «Антибумер»

«Антибумер»

8 мая в прокат выходит новый фильм Алексея Учителя «Восьмёрка». Картина снята по одноимённой повести Захара Прилепина. Главные роли исполнили Артур Смольянинов, Вильма Кутавичюте и Алексей Манцыгин.


0 фото к материалу  Антибумер

Излёт «проклятых девяностых», стык тысячелетий. Небольшой провинциальный городок криминальной России. В центре противостояния с одной из местных группировок оказываются четверо ОМОНовцев. Один из них влюбляется в девушку бандитского лидера. История роковой страсти разворачивается на фоне и накануне социальных потрясений смены веков…

«Восьмёрка» – прямой ответ фильму «Бумер» с его очарованием бандитской эстетикой. Неслучайно и противопоставление названий, и квартет главных героев. И даже прозвище злодея – Буц – слышится будто бы эхом фамилии Буслов. 

Прилепинский первоисточник полемичен изначально. В книге ОМОНовцы называют себя «государевыми людьми» и «самозваными опричниками», приговаривая: «Гонять работяг с мёртвых цехов – дело нехитрое, но отвратное; нам бы боярина какого-нибудь проверить на измену» – привет Владимиру Сорокину с его «Днём опричника».

– Есть вещи, которые требуют, чтобы их произнесли – говорил мне Захар два года назад. – «Восьмёрка» рассказывает как мужчины, прошедшие горячие точки, оказались в роли ребят «подай-принести». При этом мои герои существуют в реальности квазиправды и квазигосударственности.

В фильме эти мысли звучат мельком и вскользь. Социальный подтекст истории в нём вообще несколько притушен. Что, конечно, скорее упущение. Потому что в книге основной конфликт, упирающийся, по сути, в пацанское «бабу не поделили», в плане проблематики стоит на голову выше, скажем, эпизода о продаже обречённого завода. «К ней (героине у Прилепина) с обычной человеческой меркой подходить не стоит, потому что женщина – не вполне человек: она всегда отчасти родина» – вот как верно подметила в своей рецензии обозревательница (тогда ещё) «OpenSpace»Варвара Бабицкая.

Алексей Учитель неоднократно говорил, что сознательно многое изменил, перенося «Восьмёрку» на экран. К слову, на заграничных кинофестивалях картина шла под названием «BreakingLoose» («вырваться на свободу», «сорваться с цепи»).

Наиболее интересны мне были человеческие поступки. Решения людей, столкнувшихся с экстремальной ситуацией – подчеркнул режиссёр, выступая на пресс-показе.

Пусть так. Равно спрашивать с литературы и кино – дело неблагодарное. Неумное и лишнее.

Но отчего же тогда опускаются, например, изменения характеров друзей главного героя по ходу действия? Ведь Герману (безымянному рассказчику в повести) выпадает не только испытание любви, но и дружбы. В том же «Бумере» Рама, Кот, Ошпаренный и Килла выглядят«братанами» (уж простите, за наиболее актуальный синоним настоящих друзей). А вот Герман, Шорох, Лык и Грех из «Восьмёрки» будто бы просто служат вместе. Снова не в пример повести с её «жемчужинами» вроде: «Дома никогда так вкусно не поешь, как с товарищами полшестого утра в пропахшей берцами и мужскими тельниками раздевалке».

Ну, какой без этого «антибумер»?

Главное и самое сложное в кино – положительные персонажи. Отрицательные почему-то всегда получаются убедительными и правдивыми, а с положительными возникает сложность, – отметил Алесей Ефимович в одном из своих недавних интервью.

После просмотра «Восьмёрки» с ним трудно не согласится. Самое живое зрительское участие в фильме вызывает именно судьба криминального авторитета Буца, героя Артура Смольянинова. В картине не показана его воровская мерзость, зато есть сцены тихого домашнего счастья. «Она всё равно моей будет, ещё детей мне родит» – из уст Буца звучит, как слова сильного мужчины, сражающегося за свою любовь. И оттого вызывающего тёплые чувства и симпатию. Которые трудно найти в себе по отношению к ошалевшему Герману, в порыве роковой страсти лупящего своих братьев- ОМОНовцев: «Порву за неё!»

Новый фильм Учителя не лишён недостатков. Но это не отменяет его звания хорошего и нужного кино. Попытка поговорить о праведном гневе обычных людей, вынести урок из недавнего прошлого, сформировать к нему отношение сегодня ценна сама по себе.

Замечательны последние кадры картины, когда герой бежит первым январским утром нового века по бескрайнему заснеженному полю. Впереди – неясный горизонт. Позади – только друзья в несуразной, грязной, побитой «легковушке». Бесконечная русская дорога.

Опричный пёс срывается с цепи.


Выскажись!

LORDI


!