Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Выставка Герхарда Рихтера

Выставка Герхарда Рихтера

В Еврейском музее и центре толерантности проходит первая большая российская выставка Герхарда Рихтера.

0 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера1 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера2 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера3 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера4 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера5 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера6 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера7 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера8 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера9 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера10 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера11 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера12 фото к материалу Выставка Герхарда Рихтера

Рихтер ежегодно бьёт собственные и мировые рекорды на аукционах, выставляется в престижных галереях, работает в жанре фотореализма и пишет абстрактные картины.


Герхард Рихтер родился в 1932 году в Восточной Германии. Обучаясь в художественной школе, он рисовал совершенно обычные для того времени картинки с рабочими. Первым триггером в движении к эксперименту становится выставка Documenta 1959 года. На ней Рихтер впечатляется экспрессивными картинами Поллока и надрезанными холстами Лучо Фонтаны. Он осознает возможности живописца за пределами фигуративной живописи.

Незадолго до возведения Берлинской стены Герхард бежит в ФРГ. Он тяжело переживал расставание с родителями, которые навсегда остались за барьером. В этот период Рихтер рисует мрачные расплывчатые портреты родственников. 

Однако ему посчастливилось продолжить обучение в дюссерльдорфской академии. Одним из преподавателей там был Йозеф Бойс – полулегендарный концептуалист, фигура сильная и вдохновляющая. Рихтер много пишет в стол, оставляет другу серию черно-белых набросков. Через много лет художник попросит их вернуть: слишком хорошо на этих забытых альбомных листах виден знаменательный переход от фигуративизма к абстракции.

Заигрывания с поп-артом сводят Рихтера с Манфредом Куттнером, Зигмаром Польке и Конрадом Люге. Вместе четыре художника проводят акцию "Leben mit Pop" ("Жизнь с поп-артом"), где "pop" – звук лопнувшего шарика. Четверка рассчитывала на столь же оглушительный эффект. Флаер с воздушным шаром приглашал на выставку-перфоманс в мебельный магазин Berges. Обычный салон превратился в реди-мейд среду со стульями на стенах, Джонном Кеннеди из папье-маше и самим Рихтером в роли экспоната. Свой метод художники назвали «капиталистический реализм».

Следующий важный этап – увлечение Рихтера фотографией и ее диалогом с живописью. Будут ли искусством фотографии картин? А фотореалистичные картины? Что из этого отражает истинную реальность? Поиск ответов на эти вопросы приводит Герхарда к главному открытию. Видимый мир – зыбкое, искаженное подобие. Сама реальность, по мнению художника, непостижима. Эту неточность, смещение, размытие и прочие свидетельства ускользания смысла, Рихтер исследует.

В конце 70-х он начинает разрабатывать серию "Серое", выполняя картины и другие предметы искусства в этом цвете. Серый не вызывает ассоциаций, не отвлекает. Мы готовы внимательно рассматривать текстуру, оставленную валиком, и неверные силуэты в "Сером зеркале". Возможно, именно поэтому художник к ней возвращается: сбегает от цветового шума в тишину, где восприятие обостряется. 

В 80-х Рихтер начинает рисовать коммерчески успешные "Абстрактные картины". В отличие от предыдущей серии, все они красочные, со сложной игрой цвета. Герхард пишет каждую такую картину долго и обстоятельно: начинает с простого фона, затем слой, еще один, еще и еще, растирает краски шпателями, пока не признает в результате нечто враждебное и завершенное. Обязательно проводит по незастывшей краске пальцем – обозначает личную причастность.

Наконец, Рихтер написал несколько масштабных полотен на основе исторических снимков. Первый такой опыт под названием «18 октября 1977 года» в 95-м году приобрел Нью-Йорский МоМА, продвинув художника на новый уровень. Это была серия из пятнадцати серых полотен, посвященных суду и смерти в тюрьме немецких радикалов из Фракции Красной Армии. Сейчас в Еврейском музее представлена инсталляция "Биркенау", воспроизводящая снимки заключенного концлагеря в августе 1994-го. Важно знать, что живописть, вдохновленная трагическими событиями, это не политический жест, – Герхард заявляет, что от политики он далек. Суть тут снова в фиксации реальности. Она не вмещается в конкретную форму, она звенит хаосом, стучит из подсознания, выливается в сложнейший аккорд, который можно запечатлеть лишь в абстракции. 

За плечами трудолюбивого живописца более трех тысяч картин. Он копирует свои работы, фотографирует поверхность картин как "Кьюриосити" пустынный Марс, раскрашивает чернильные капли, снимки, смешивает краски между двумя стеклами, врезает фрагменты картин в самый неподходящий текст. Столь деятельный и неутомимый процесс познания уже достоин уважения, признания и коммерческого успеха.

Своими глазами многообразие опытов Рихтера можно увидеть в Еврейском музее до 5 февраля.

Выскажись!

EQUILIBRIUMALCEST


!