Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Xiu xiu plays the music of Twin peaks

Xiu xiu plays the music of Twin peaks

В минувшую субботу - 10 октября - в питерском клубе The place, американская группа Xiu Xiu, экспериментирующая в области electronic/indie/noise rock, отыграла необычный концерт, представив внимаю публики своё видение саундтрека из культового сериала Твин пикс [Twin peaks]. 

0 фото к материалу Xiu xiu plays the music of Twin peaks

Для России глупо оспаривать значимость самого сериала, ведь в своё время он был одним из первых, если не самым первым, пробравшимся на экраны телевизоров советских граждан, не видевших доселе ничего подобного, вызвав тогда если не культурный шок, то что-то близкое к тому. Впрочем, и популярность самой группы Xiu Xiu точно не меньше и это было видно по количеству людей [уже более молодого поколения], пришедших на концерт и бурно обменивающихся мнениями относительно творчества основателя группы - Джейми Стюарта [Jamie Stewart]. Тем не менее, сам сериал любят не только у нас - по всему миру достаточно фанатов и просто ценителей замечательного сериала, вобравшего в себя разнообразные жанровые элементы: от комедии и детектива, и до драмы и мистики. Думаю, многим сериал пришёлся по вкусу и за потрясающую атмосферу и дурманящий шарм. И тут непременно стоит упомянуть замечательнейший и способствующий полному погружению в историю оригинальный саундтрек Анджело Бадаламенти [Angelo Badalamenti], который не раз работал с весьма неординарным во всех смыслах создателем и режиссёром самого Твин пикса - Дэвидом Линчем [David Lynch]. Кого же на концерте было больше: ценителей группы Xiu Xiu или самого сериала с его незабываемым саундтреком? Сложно ответить, но каждый, безусловно, получил то, за чем пришёл на этот, без сомнений, оригинальный концерт. 

Запускать в клуб всех начали около 20:00 и простояв не один десяток минут на вполне таком холоде в ожидании все поспешно двинулись ко входу, получив по пути от организаторов карточку с фотографией Джейми и Ко, кратким описанием самой группой события и треклистом. Далее - отогрев внутри клуба и томительное ожидание, ведь сами музыканты вышли на сцену уже после девяти вечера. За несколько минут до этого на растянутом белом полотне-экране за самой сценой появился кадр, показывающий лестницу на второй этаж в доме Палмеров [дом в котором жила убитая героиня Лора, чья смерть и дала начало истории сериала]. Впоследствии кадр на всём протяжении выступления сменялся то на изображение зелёных, колышущихся под ветром деревьев, то на крупный план вентилятора под потолком.

После быстрой проверки оборудования, Джейми по очереди подошёл к каждой из своих компаньонок - Шайне Данкельман [Shayna Dunkelman] и Анджеле Сэо [Angela Seo] - и обменялся с ними замысловатыми жестами руками, будто изображая некую настройку на ментальный лад. После этого заиграла первая песня и, честно говоря, поначалу было сложно определить, выловить знакомую мелодию, ведь, как и рассказывали музыканты они не собирались прямо повторять то, что было написано Бадаламенти в далёком 1990-м. Аранжировка самих композиций была у группы собственной, исполнители лишь следовали мелодиям, которые впоследствии всё же стали узнаваться лучше и лучше. А уж обилие инструментов, которыми воспользовались музыканты для подачи материала, на самом деле поражают! Это дудки, колокольчики, ещё какие-то неопознанные инструменты и даже утиная [!] крякалка. За электро-гитару брался лишь сам Джейми; левую сторону сцены заняла Анджела за синтезаторной установкой, выдавая блестящие мелодии, как на самом настоящем пианино. Правая же сторона оставалась в большей степени за Шайной – это ударная установка и виброфон, чьи ноты так гармонично вписывались в общее полотно, растекающееся по всему залу, находящемуся во мраке. Кстати, звук, действительно был отличный и за это отдельно стоит похвалить, ибо, на каком ещё выступлении со столь разнообразным инструментарием был необходим столь близкий к ювелирному подход. 

Однако, сами музыканты то и дело менялись между установками, переходя на разных треках от одной к другой. Только что Шайна ловко стучала палочками с мягкими наконечниками по клавишами виброфона, извлекая из чудесного инструмента мягкие мелодии, а тут уже сидит за ударной установкой, отчеканивая с помощью тарелок сумасшедший ритм следующей песни. А вот Джейми сняв гитару, переместился за пульт, выдавая разнообразные гаммы шумов, и при вылете нового из колонок ловко уворачивался от него, будто на самом деле чувствовал его физический удар! Анджела же, встав из-за синтезаторной установки перешла к другой, над клавишами которой её пальцы порхали так, будто она извлекала звуки прямо из воздуха. Но что же они всё вместе при этом изображали? Это были знакомые мелодии, но из них почти целиком исчезла романтика. Точнее она была низведена до боли и страданий любви, как это вполне присуще Стюарту. Об этом говорили и его вокал [кстати, пел он сам], например на Into the night, где было чувство, будто он пронзает тебя всем своим существом и всем тем, о чём поётся в композиции: о тьме, тенях, утрате и призывах любимого человека. Вторая сторона выступления - сумасшествие, причём и душевное, и духовное, и какое-то мистическое сумасшествие сознания, которое так же было возведено чуть ли не в абсолют, и уже там низведено порой до чего-то животного, инстинктивного, сексуально агрессивного. Яркий пример - Audrey’s dance и блюзовые Blue Frank и The pink room - настолько игриво-сумасшедшие, нежно-свихнувшиеся и эротично-вызывающие они получились в исполнении группы. Ещё пример - эмбиетная Nightsea wind, тихая бренность где-то в закоулках разума. Или же Sycamore trees - истинное сумасшествие, но насколько сдержанное внешне, искусно замаскированное под нечто неземное и лишь голос Джейми всё так же пронзающий и душераздирающий. Вот и получилось, что если уж любовные страдания, то это боль до мозга костей, а если сумасшествие, то со скачками из одного измерения в другое до скончания времён. Были, конечно, и несколько отвлечённые, вроде нуарной The dance of a dream man или же наоборот, содержащие в себе абсолютно все жанровые и настроенческие элементы. А вот финал преподнесли нам, конечно, по-особому. На финальной композиции - The secret diary of Laura Plamer - Шайна вышла с дневником в руках и начала зачитывать выдержки из дневника Лоры под неспешную мелодию. Речь в основном шла о впечатлениях Лоры от главного антагониста сериала, но уж насколько точно эта выдержка подобрана и лаконично, ярко отображающей весь лейтмотив сериала, тематики, музыки. Всё вкупе: терзания, загадка, мистика, любовь, эксцентричность. И ведь всё это в жизни вполне сочетается друг с другом, порой дополняет даже, верно? 

Не мало значили и жесты самого Джейми, и это уже упомянутые игры с вылетающими звуками и медленные, как зайчик, припрыгивания от микрофона к пульту. И сам он, сидя в финале за ударной установкой, после окончания зачитывания выдержки из дневника, вскочил и начал выкрикивать прямо со сцены слова из песни, которую напевал отец Лоры. А затем подошёл к Шайне и, под финальные клавишные аккорды Анджелы, начал перезваниваться с ней колокольчиками в такт мелодии. На этом всё подошло к концу, если тут вообще уместно некое рамочное обозначение увиденного и услышанного. Группа поклонилась и ушла. 

Это было поистине великолепное, потрясающее и завораживающее зрелище. Овации и выкрики. Зрителей оставили пребывать в каком-то трансе от перфоманса, наедине всё с тем же кадром лестничного пролёта на второй этаж дома и повторяющимся пульсирующим битом, словно оставшаяся боль где-то в сердце или в голове. Вероятно, и там и там. Хлопки постепенно стихали, но продолжались ещё минут десять; последний же аплодирующий сдался ещё через двадцать минут. Без двадцати одиннадцать вечера. Я направился к выходу, назад на холодную улицу, поглядывая по пути, нет ли где наблюдающих сов, оставляя всё не стихающую пульсацию позади.


Выскажись!



!