Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // За краем реальности

За краем реальности

Роберт Шекли. Лавка старинных диковин

В этот красочно оформленный сборник известного американского фантаста включены произведения, большинство которых опубликовано на русском языке впервые. Шекли оригинально и с юмором обыгрывает не только глобальные темы человеческого бытия, но и казалось уже зафиксированной повседневности, находя для нее все новые и новые ракурсы изображения. Так в рассказе «Ботинки» описывается ситуация, которая могла приключиться с каждым – покупка пары ботинок. Но сразу выяснилось, что голос, раздававшийся в голове нового владельца ботинок, принадлежит  прототипу умной обуви, которая разговаривает с человеком посредством микросоединений в подошве. Все было почти хорошо, пока ботинки не стали давать советы и вмешиваться в личную жизнь: «после того, как наладилась моя система проникновения, я узнал тебя получше за последние несколько часов и не мог, между прочим, не заметить, что ты умный человек с неплохим общим образованием. Тебе бы немного побольше честолюбия. По-моему, Эд, тут тебе могла бы помочь хорошая женщина».

0 фото к материалу За краем реальности1 фото к материалу За краем реальности2 фото к материалу За краем реальности3 фото к материалу За краем реальности4 фото к материалу За краем реальности5 фото к материалу За краем реальности6 фото к материалу За краем реальности

А вот в рассказе «Робот Кихот» классический сюжет обретает новое воплощение и предлагает по-новому взглянуть на былые архетипы: «Отдавая себе отчет в том, что с отделением головы от туловища его способности слабеют, рыцарь познал отчаяние. Как же не хватает ему Санчо, верного оруженосца! А все-таки сделал ли его Кихот губернатором острова? Или дальше обещаний не зашло? И существовал ли вообще не свете этот Санчо? Память уже ненадежна. Что ни говори, безголовый рыцарь – не рыцарь, он лишен того необходимого минимума, что позволили бы ему продолжать служение».

Одна из тем сборника – искушение людей и последствия, в том числе – исполнения их желаний и потери смысла существования. Могут ли два человеческих разума существовать одновременно в одном теле и общаться с друзьями? Как сыграть на симпатиях болельщиков, имплантатировав ложную память? Нужно быть готовыми не только к Будущему, но и Настоящему.

Карина Сарсенова. Хранители пути

В захватывающем и многоплановом романе представлены самые актуальные темы, пронизывающие коллективное сознание современного социума. Прежде всего, это шоу-бизнес с его жестокими законами и кипящими страстями. В его безжалостный, но яркий круговорот попадает героиня, после того как первый прыжок с парашютом чуть не обернулся для нее катастрофой. «Сначала она упала в обступившую ее тьму, на мгновение зависла в ней, словно адаптируясь, а затем полностью отдалась ей, доверилась так, как никогда никому не доверялась. Никому, даже самой себе. Вернее, той части себя, которую она определяла своим «я». Тьмы как отсутствия внешнего света она не боялась прежде – свет неизменно оставался с ней, пребывая в виде надежды или любви в ее душе, не испугалась и сейчас…».

Но последствия более чем серьезны – от шока девушка теряет память, и не знает, что и думать о незнакомце, который называет себя ее дядей – действительно ли это родной брат ее погибшего в автокатастрофе отца, который готов все сделать для племянницы? Или надо довериться голосу интуиции, которая улавливает в этом человеке присутствие некой чуждой и враждебной сущности? Идея о том, что под тонкой корочкой материального мира могут кипеть нечеловеческие страсти и бушевать битвы неземных сил, - это вторая важнейшая тема книги. Ангелы и демоны, скрывшись под человеческими личинами, ведут непримиримую борьбу, от исхода которой зависит судьба всего мира. «Твоя задача довести их до состояния «слишком поздно». Да, и не забывай вовремя разжигать интриги внутри коллектива, ведя каждого на его собственном крючке. Делай их врагами друг другу, используя их лучшие качества. Пусть они ощущают себя жертвами обмана и несправедливости. Зависть и ревность – прекрасная пища не для создателя, но для разрушителя... Разрушая себя, они станут друзьями своим худшим побуждениям, а значит, и нам...». А решить исход великого противоборства может одно вовремя сказанное человеческое слово, правильно сделанный среди всех искушений выбор.

Арти Д. Александер. Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность

Увлекательная книга рассказывает о загадках и тайнах древних цивилизаций. Автор – известный исследователь путешественник, этнограф. В издании впервые проводится сравнительный анализ истории, культуры и менталитета двух древних, таинственных и удивительных стран – Армении и Индии. Издание содержит множество оригинальных исследований и наблюдений, обоснованных авторских выводов и иных уникальных материалов.

Любая история - это лишь наше современное представление о Прошлом. Возможно, в будущем мы узнаем больше, а сейчас лишь согласимся с официально принятой версией, что жизнь здесь началась примерно во II тысячелетии до н.э. «Местные племена говорили на индоевропейских языках, близких к хеттской группе, особой воинственностью не отличались. Позже они столкнулись с ассирийцами, которые по сути своей являлись рабовладельцами. По примеру все того же ассирийского правителя, последующие за ним цари, продолжали захватнические нападения на эти земли… С XI в. до н. э. арамеи вторглись в Месопотамию, а о событиях тех походов рассказали рельефные изображения, что украшают бронзовые обшивки храмовых ворот. Они сохранились в бывшем ассирийском городе Имгур-Эллиль (ныне селение Балават). Благодаря этим изображениям сейчас представляют историю военного искусства и вооружения урартов IX в. Воины Урарту подпоясаны поверх рубашек, на головах их шлемы с гребнями, в руках маленькие круглые щиты и короткие мечи, воины на стенах – держат луки. А еще на гравюре можно рассмотреть цель ассирийцев, тут же изображенные ассирийцы увозят на повозках глиняные изделия, а в них награбленное. И здесь же обнаженные пленники, в шейных кандалах – рабы».

Индийские города, которые существуют в современности, сложно назвать построенными по единому плану. Местами они хаотичны, их улицы извилисты и часто слишком узки, они не поддаются никакому рациональному расчету и в них легко заблудиться даже местным таксистам или авторикшам. Но древние города Индостана отличались своей продуманной планировкой, они также имели Центр, от которого уходили к окраинам прямые улицы, имеющие обязательную ширину измеряемую осью колесниц. И также они были рассчитаны на определенное количество жителей. Рассчитанное количество жителей обеспечивало комфорт и безопасность проживания, с расчетом на это число прокладывались улицы, создавались общественные сооружения, формировались районы знати, ремесленников и других сословий индийского общества.

В книги описываются древние строения и загадочные артефакты, ювелирные украшения и старинные традиции, некоторые из которых существуют до сих пор.

Линда Харрис. Тайная ересь Иеронима Босха

17 марта 1450 года на свет появился Иероним Босх - его настоящее имя было Ерун Антонисон ван Акен, назвал он себя Босхом в честь своего родного города Хертогенбос. По мнению историков, традиции семьи ван Акенов, издавна связанной с искусством, не позволяли художнику спускаться на уровень простого «художника, работающего на заказ» ради куска хлеба. Возможно этим и обусловлено и уникальность его творчества – в отличие от других художников того времени, он писал то, что хотел, и не зависел ни от каких заказов, ни от воли часто лишенных вкуса торговцев-заказчиков. В издании анализируется творчество Босха, рассказывается об искусстве и религиозных традициях того времена. «Картины Босха выполнены в голландском стиле, и на первый взгляд их иконография  соответствует традиционным канонам. Символика его произведений говорит о доскональном знании художником североевропейской культурной традиции, еще не испытавшей на себе влияния Ренессанса». Босх жил в период, предшествующий Реформации, совпадающий по времени с итальянским Высоким Возрождением.

Художник был членом Братства Богоматери – крупной процветающей и консервативной организации, определявшей религиозную и культурную жизнь родного города. Еще при жизни Мастера к нему пришла слава «изобретателя» всевозможных монстров и химер, и многие из его работ приобретали богатые и экзальтированные семейства в Голландии, Австрии и Испании, и религиозные деятели. Все свои картины художник написал масляными красками, но ни одна из них не имеет даты, хотя на многих стоит подпись автора. Некоторые работы, о которых известно из документов того времени, считаются утраченными.

В «Страшном суде» Босха, находящемся в Мюнхене, несчастные мужчины и женщины, страдающие от холода и боли, пристально смотрят вверх. Учитывая, что большая часть этого произведения утрачена, можно лишь предполагать, что их отчаянные взгляды обращены к уже недосягаемым духовным небесам. Такая трактовка соответствовала бы описаниям катарской Тайной книги и манихейским текстам, найденным в Турфанском оазисе.

Денис Соколов. Грешники

Сборник пьес нашего современника, философа и драматурга, органично соединившего в свое творчестве как классические сюжеты (в том числе и библейские - «Утерянные страницы Евангелия») мировой литературы, так и так и малоизвестные восточные традиции. Давайте представим себе, как необратимо изменился бы мир, если б люди после смерти, воплотившись снова и доказав свою «идентичность», имели право унаследовать свое прежнее богатство? В драме «Метка» описано, как на это нововведение (а на самом деле – древнюю восточную тайскую традицию) реагируют те, кто мог бы стать наследниками: «Все-таки здорово, что теперь можно узнать, кем ты был в прошлом. (Глядя на сестру.) И в новой жизни, я опять получу свой завод и все свои деньги! Тина, а ты хотела бы, чтобы тебя пометили? /Тина (грустно). А  для чего мне? Ведь у меня нет банковских счетов, да и не будет: так что получать в следующей жизни будет нечего. (Со вздохом.) И детей тоже нет. Уж, если мне опять суждено будет родиться, то лучше не знать, кем я была: радости от этого не прибавится».

В пьесе «Если черту отпилить рога или Необычные видения при повышенной температуре» - причудливый состав персонажей: Мерлин Монро, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Дзержинский, Чехов, Гусар, Карл Маркс, Клара Цеткин, Безымянная дама. Они спорят о своем прошлом, роли в истории и идеалах. В итоге получается перфоманс и трансформация различных идей. Так после выступления Сталина «Маркс (вскакивая, с восторгом). Это просто гениально! Позвольте пожать Вашу руку! (Сталин довольно протягивает свою ладонь.) И как это мне самому в голову не приходило?! Понижать цены, покуда они совсем не исчезнут! Этакий плавный переход к коммунизму. Конгениально! Просто великолепно!». В пьесах за словесными пикировками кроется глубинный подтекст, столь ценимый эстетами, и поэтому произведения Соколова, удостоены многих престижных литературных наград и дипломов, и переведены на другие языки и опубликованы за рубежом.

Анастас Микоян. Так было. Размышления о минувшем

В мемуарах одного из ближайших сталинских сподвижников и политических долгожителей советского Олимпа описано, как принимались судьбоносные решения, и происходили метаморфозы во власти. Став реальным хозяином страны, вождь народов уже в 30-е годы стал вести себя по-другому, чем десятилетие назад. Но были и в сталинском окружении те, кому это оказалось на руку. «Интриган Берия знал слабые места Сталина и сумел вовремя этим воспользоваться. Сталин стал редко выступать, и выступления его были сплошной демагогией. Разве мало он говорил о критике и самокритике? Об ответственности лиц за свои действия, независимо на каком посту они находятся? О демократии партийной и советской? О законности, ее соблюдении во всем?»

В отношении партийной дисциплины Микоян подчеркивает, что во время Великой Отечественной войны не было созвано ни одного Пленума ЦК партии, в то время как в годы Гражданской войны проходили не только партийные конференции, но и съезды партии, и съезды Советов. Как отмечает в своих воспоминаниях Миконян, «созванный по требованию членов Политбюро Пленум ЦК в конце октября 1941 года, несмотря на то, что большинство членов Политбюро прибыло, не был открыт, и Сталин не счел нужным хотя на несколько часов собрать товарищей и сказать несколько слов об обстановке, хотя члены ЦК нуждались в правдивой оценке положения и постановке задач, стоящих перед партией в связи с войной. Сталин поручил это сделать Маленкову и Берии, которые собрали членов ЦК, прибывших с мест, сказали несколько слов и немедленно отпустили их по домам…»

Микоян подробно описывает взаимоотношения и распределения обязанностей  между сталинскими приближенными. Так на Ялтинской конференции переговоры с переговоры с союзниками вели Сталин и Молотов, а Берия занимался вопросами безопасности и теми поручениями, которые ему давал Сталин.

Выскажись!



!