Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Заразительная паранойя

Заразительная паранойя

11 сентября 2014 года на международном кинофестивале в Торонто прошел премьерный показ картины оскароносного продюсера и режиссёра Эдварда Цвика «Жертвуя пешкой». Однако до широкого кинозрителя лента добралась только спустя год: мировая премьера состоялась 15 сентября в США, в отечественном же прокате фильм стартовал лишь 19 ноября. 


0 фото к материалу Заразительная паранойя1 фото к материалу Заразительная паранойя2 фото к материалу Заразительная паранойя3 фото к материалу Заразительная паранойя4 фото к материалу Заразительная паранойя5 фото к материалу Заразительная паранойя6 фото к материалу Заразительная паранойя7 фото к материалу Заразительная паранойя8 фото к материалу Заразительная паранойя

На основе определяющих, по мнению создателей, этапов жизненного пути Бобби Фишера, в ленте повествуется о восхождении этой всемирно известной и скандально эксцентричной звезды шахмат, буквально закончившемся победой над русскими на чемпионате мира 1972 года.

Роль гениального шахматиста исполнил Тоби Магуайр, наиболее известный публике в качестве “старого” человека-паука в одноименной франшизе (2002 – 2007). Антагониста же Фишера, советского чемпиона по шахматам, Бориса Спасского, сыграл примелькавшийся множеством персонажей, преимущественно второго плана, но не менее от этого запоминающихся, Лив Шрайбер («Крик 1/ 2» (1996/ 1997), «Кейт и Лео» (2001), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009) и т.д.). Также привлекли внимание актёры Питер Сарсгаард (секундант Фишера, шахматист и католический священник Уильям Ломбарди), Майкл Сталберг (Пол Маршалл, он же нянька-менеджер Бобби), Илья Волох (просто узнаваемый харизматичный русский во всех американских фильмах со своим участием, чаще “плохой”; в данном же случае – КГБ-шник, приглядывающий за Спасским) и звезда телесериала «Американская история ужасов»Лили Рэйб, свой актёрский потенциал, однако, здесь практически не раскрывшая.

По поводу столь продолжительного пути картины на российские киноэкраны можно строить множество предположений, и причин, скорее всего, окажется столько же. Однако самые существенные из них, вероятно, проистекают из одной – присутствия выпадов в сторону советского режима, а, значит, и посягания на его наследие, то есть современную Россию. По крайней мере, такую логическую цепочку вполне могли бы выстроить в своих умах местные блюстители порядка и патриотического духа, даже не смотря фильм.

Дело в том, что и слоган, и, еще более, трейлер картины претенциозно заявляют, что шахматы не просто соревнование, а сплошная политика, что здесь сражаются не гениальные умы человечества, а системы, причем исключительно две и только две. Двух сверхдержав. Что, впрочем, и в самом деле имело место быть, однако ставить во главу угла одну лишь игру очевидно глупо. Ведь так было во всём. Соперничество в шахматах лишь следствие, но никак не причина и даже не определяющее обстоятельство политической борьбы. Однако нас всё же попытались в очередной раз в этом разубедить, уже в рекламе к фильму представив всемирно известных шахматистов не более чем ещё одним видом орудий – пешками на доске конфронтации двух систем.

Учитывая любовь американских киношников (да и не только) в любом удобном месте переписывать историю, к такому, в принципе, относишься уже довольно спокойно. Только заготавливаешь снисходительную улыбку, с которой станешь смотреть на то, как в очередной раз западные авторы будут изворачиваться, что бы поиздеваться над СССР или Россией. Однако в этом фильме, за исключением одного момента, к которому мы еще вернемся, оказывается, что заготавливать такую улыбку, по сути, и не для чего. Переживать приходится совсем другое, а именно – полное отсутствие хоть каких-нибудь осязаемых через фильм политических интриг вокруг шахмат, и уж тем более – использование для них чемпионов. Все, что мы здесь имеем – какое-то бездумное заигрывание с такими громкими аббревиатурами, как ФБР, КГБ и ЦРУ, а также хаотические упоминания евреев, коммунистов, холокоста, холодной войны, имен президентов и партийных лидеров.

Всё это смешалось в голове центрального персонажа – Бобби Фишера – а вместе с этим смешалось и в самом фильме. Гениальный, невероятно трудолюбивый и упрямый человек, одержимый шахматами, по мере развития сюжета всё больше погружается в безумие, красочное изображение которого нет-нет, да размывает границы между мнимым и реальным. Параноидальный бред Фишера не просто вырывается наружу, но и заражает окружающих. Хотя, заражает ли? Возможно, лишь обнажает то, что уже присутствовало... Но этого мы никогда не узнаем и не проверим. Как бы там ни было, вопреки ожиданиям советские люди здесь показаны весьма приглядно, отчасти, можно даже сказать, с восхищением, уважением, страхом и завистью одновременно. При этом открыто критикуется тактика “командной игры”, на корню обрубавшая до своего столкновения с Фишером все попытки кого бы то ни было посягнуть на первенство СССР. Советские игроки представлены здесь как самые непобедимые в мире, они самоуверенны, ездят на самых дорогих машинах, живут в самых дорогих отелях и ни в чем себе не отказывают. В то время как великому Роберту Фишеру поначалу приходится останавливаться где придется и рассчитывать только на себя. Такой контраст, исходя из того, что все мы привыкли фантазировать себе обратную ситуацию, не может не забавлять.

Однако вернемся к упомянутому исключению – пожалуй, самому логически противоречивому моменту фильма, в котором, собственно, и проявляется “заражение” бредом. От скандальных выходок Фишера, объясняемых здесь не столько экстравагантной натурой гения, сколько его паранойей и попытками отыскать везде подслушивающих коммунистов, медленно, но верно сдают нервы и у такого непоколебимого, бесконечно уверенного в себе персонажа, как его злейший противник – Борис Спасский. Ближе к развязке он также становится подозрительным, начинает искать везде жучки и разговаривать с невидимыми “врагами”, почти слово в слово, в какой-то момент, повторяя бред Фишера. Но, что самое смешное, “враги” у них оказываются одни и те же – партийные советские лидеры, евреи и КГБ, в то время как от Спасского-то предполагалось услышать опасения в адрес Штатов.

Таким образом, нам наглядно продемонстрировали, что советская система была настолько страшная, что её боялись не только американцы, но и признанные герои этой системы. Впрочем, здесь авторы не прогадали. Но на этом, пожалуй, вся политика в фильме себя исчерпала. Однако, как раз-таки, тот факт, что картина совершенно не оправдывает связанных с политикой ожиданий, в данном случае оказывается её огромным плюсом.

Ко всему прочему, лента заявлена ещё и как биографический триллер о великом шахматисте, балансирующем между безумием и гениальностью. Но и здесь создателям не удалось до конца быть убедительными. Безумие есть, в связи с этим есть и триллер. А что с шахматами, с гениальностью, с биографией? Этому внимания как-то уделили не особо. Шахматы, конечно, присутствуют, о них говорят, они вроде камня преткновения. Но шахматной игры как таковой здесь нет. Не над чем зрителю поломать голову. И жертвы пешкой, а именно гамбита, здесь тоже, по сути, нет. А гениальность Фишера, в чём же проявляется она, помимо его экстравагантности, усидчивости и дерзости? Нам этого не открывают, мы должны просто поверить на слово, но никак не пережить это вместе с самим персонажем. Нельзя уверенно сказать и то, что это фильм-биография – все же многие важные события жизни Фишера так и остались либо нерассказанными, либо неразвернутыми, либо намеренно потерянными. Показанная же часть местами оказалась искажена в деталях, местами в хронологии. Помимо центральных турниров (собственно, кроме которых здесь практически ничего и нет), все остальное вызывает сомнения и, часто, недоумение. Так что, скорее это очередная работа в жанре псевдодокументалистики, претендующая на биографию. 

И это, честно говоря, совсем не способствует положительному отношению к фильму. Однако есть три основных “кита”, благодаря которым о подобных вещах при просмотре не шибко-то и задумываешься, а просто погружаешься в картину и действительно получаешь удовольствие.

Первый “кит” – это великолепная игра, не только Тоби и других исполнителей ключевых персонажей, но и актеров второго плана, едва успевающих блеснуть в кадре, но именно, что блеснуть. Казалось бы, многих из них уже списали в утиль – ан нет. Здесь они показали, что это было преждевременно. Каждый персонаж очень ярок и неповторим в своем характере. Приятно также, что противников Фишера – русских – либо играют сами русские, либо очень убедительно и не пародийно играют иностранцы. Среди них, конечно же, наиболее отличился Лив Шрайбер. Русский из него получился и в манерах, и, особенно, в гриме, убедительнее и симпатичнее, чем из Магуайера американский еврей Фишер. Симпатичнее не внешне, а чисто по-человечески. Впрочем, показать все отрицательные черты натуры Бобби Фишера вряд ли возможно ярче и убедительнее, чем это сделал Тоби.

Чувствуется и то, что оператор делал свою работу, как минимум, с увлечением. Прекрасная картинка – второй “кит”, на котором держится фильм. Помимо самой обычной современной художественной цифры, здесь присутствуют кадры хроники, кадры псевдохроники, здесь есть настоящее чб, есть стилизация под чб, есть старая ТВ-пленка, а есть стилизация под ТВ-плёнку. В общем, на фильтрах съёмочная группа не экономила. И, вопреки опасениям, от этого нисколько не рябит в глазах – это вкусно смотреть.

Третий “кит” – спокойный юмор. Здесь смеешься и над русскими, и над американцами – все в итоге оказываются в дураках. Но это совсем не злая ирония. Даже после всего показанного, безумного и непонятного, американцы всё равно смогут гордиться своим Бобби Фишером, потому что такого больше не было. А мы, при этом, также сможем гордиться своими великими шахматистами. По факту, здесь не принизили никого. Фильм смотрится легко, практически как комедия, хотя и с оттенком драматизма – всё же наблюдать, как главный герой сходит с ума, мало кому может показаться смешным. Да и, вопреки традициям фабрики грез, хэппиэнда здесь нет и быть не может.

Но, на самом деле, здорово, что вообще вышла подобная картина. Нам напомнили, сознательно или нет, но напомнили про то, чем мы могли и можем всё ещё гордиться. Жаль только, что подобной картины пока не сняли в России. Даже не о шахматистах. А о человеке, отличившемся в чем-то ещё, помимо войн и политики. Но пока, видимо, даже у американцев больше внимания к нашим людям, чем у нас самих. За что им спасибо, лишь бы не завирались.


Выскажись!



!