Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Зомби-апокалипсис киноиндустрии

Зомби-апокалипсис киноиндустрии

Фильмы и сериалы на мотив "зомби-апокалипсиса" во множестве выходят каждый год. Но аудитория все равно их ждёт, всё равно смотрит и всё равно потом обязательно плюется, сколько можно такое снимать. Действительно, сколько можно, если в подавляющем большинстве случаев получается практически одно и то же? Однако киношники не отчаиваются и до последнего пытаются заработать на давно, казалось бы, исчерпавшей себя теме, вероятно испытывая при этом то же, что и автор, которому в очередной раз приходится писать о том, о чем уже писали все, в том числе он сам, и не раз.


0 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии1 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии2 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии3 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии4 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии5 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии6 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии7 фото к материалу Зомби-апокалипсис киноиндустрии

Но мы не случайно сделали оговорку "казалось бы". Вышедшая в прокат 13 октября картина «Новая эра Z» поставила под сомнение утверждение об исчерпанности данной темы, до этого только упрочиваемое её недавними предшественниками. Зрители уже не раз видели просто зомби, разъярённых и бегающих зомби, мутирующих зомби, зомби-домработников и даже влюбленных и пытающихся думать зомби. Однако видеть живых зомби со сверхинтеллектом, кажется, ещё не приходилось. Фильм режиссёра Колма МакКарти (известен сериалами «Молодой Морс» 2012 и «Острые козырьки» 2013), по мотивам бестселлера «Дары Пандоры» (2014) (чей автор Майк Р. Кэри сам выступил в качестве сценариста), восполнил этот пробел.

Все с лёгкостью могут представить себе недалекое пост-апокалиптическое будущее, в котором мир захвачен неупокоенной плотью, а последние горстки выживших ютятся по едва держащимся базам и пытаются изобрести лекарство от неизвестной болезни. В «Новой эре Z» обыграна эта же самая, уже ставшая обыденной, картина. Только, на сей раз, к ней добавлены ещё и дети, и страдают все не от вируса, а какого-то паразитирующего грибка.

Нет, речь здесь не об обычных живых детях, и даже не о мертвых. В центре внимания фильма абсолютно новое поколение, в глазах простых людей выглядящее бесспорными монстрами уже из-за одного своего способа появления на свет (не говоря уж о специфических вкусовых привычках). Однако в сравнении с восставшими мертвецами оно представляется следующей ступенью эволюции, как для человека, так и для зомби. Его представители не побороли паразита, но, находясь еще на стадии плода, вошли с ним в симбиоз.

К счастью, одна из баз обнаружила это вступившее во взаимовыгодный симбиоз с грибком поколение сразу же после его появления и теперь спокойно использует для опытов. Тем временем малыши растут и неожиданно для исследователей начинают демонстрировать совершенно немыслимые для своего возраста интеллектуальные способности, при этом нисколько не походя на своих "соплеменников" за оградой. Однако на базе все прекрасно понимают, что стоит кому-то из персонала нарушить лишь одну меру предосторожности, как вся эта высокоинтеллектуальная оболочка с невинным детским личиком тут же обнажит чудовище намного опаснее, чем те, что остались за стенами...

Слоган "Наша величайшая угроза – наша единственная надежда" как нельзя лучше передает главный конфликт фильма. Практически с самого начала для зрителя становится очевидным, что эти дети единственный шанс для человечества не исчезнуть совсем. Но смогут ли персонажи фильма сделать правильный выбор, не поддавшись своему эгоизму, остаётся не ясным до самого финала. Более того – даже когда выбор сделан, сложно сказать, был ли он правильным. Но однозначно, что был закономерным и стал бесповоротным.

И главное достоинство этой картины всё же заключается не в привлечении новой сюжетной нити, а в том, что она побуждает к размышлениям, преимущественно о человеческой природе и о таком незаменимом ее свойстве, как эгоизм, во всех его проявлениях.

Вся логика фильма, особенно новая легенда о появлении всем одаренного поколения полулюдей-полузомби, рушится при первой же попытке её осмыслить. Остро чувствуется, что создатели не забивали головы вопросами типа "а как такое возможно?" и "возможно ли вообще?", вследствие чего не заморачивались и над тем, как представить более-менее разумное объяснение происходящего для зрителей. Все усилия они направили на вытягивание идейной и драматической составляющих фильма.

В результате, внешне мы получили абсолютно типичный зомби-триллер со всеми клише и атрибутами жанра – характерная фоновая ситуация (смотри выше), нелепые и бессмысленные смерти сюжетообразующих персонажей и т.д. Кроме того, незамысловатыми планами разрушенного Лондона и небольшим набором действующих лиц в виде горстки военных и женщины, с опекаемой ею девочкой, «Новая эра Z» очевидно напомнила фильм «28 дней спустя» (2002). Именование же мертвецов "Голодными" и голоса актеров дубляжа сразу как-то заставили вспомнить о «Ходячих мертвецах» (2010). При том, что сами наименования "мертвецы" и, тем более, "зомби" в картине не фигурируют. Однако впечатлительный мозг, распознав в названии "Z", еще до просмотра отнёс фильм к нужной категории по ассоциации с «Войной миров Z» (2013). Надо отметить, что это именно тот редкий случай, когда работа команды "отечественных улучшателей названий" не прошла даром. Оригинальное (в том числе и для книги) «The Girl with All the Gifts» (Всем одаренная девочка), отсылающее нас к мифу о Пандоре (довольно смелую трактовку которого нам предлагают авторы), намного лучше передает суть фильма и при этом не вызывает никаких аллюзий с зомби, чего создатели, вероятно, и хотели достичь. Но, к сожалению, понятно это становится только после просмотра. До этого же в голове не возникает никаких образов, разве что мутно-сопливые ассоциации, в то время как адаптированное название сразу обращает на себя внимание и привлекает ту самую, нужную аудиторию.

Что же касается идейной и драматической составляющих, можно смело заявить, что в этом фильме на них работает всё. Картинка не замутнена никакими спецэффектами, поэтому внимание зрителей может сосредоточиться на природе, которая не потеряла и капли своей красоты, в то время как цивилизация теряла всё, а также на человеческих эмоциях и чувствах, которые великолепно смогли передать актеры.

Исполнители окологлавных ролей – Джемма Артертон, Гленн Клоуз, Пэдди Консидайн и Фисайо Акинаде создали живых и запоминающихся персонажей, обладающих своими стремлениями и своей правдой, причём не только не раздражающих, но и вызывающих симпатию. Лишь главная героиня, в исполнении дебютировавшей в большом кино Сеннии Нануа, вызвала отторжение. Её персонаж, несмотря на феноменальные умственные способности, получился страшным во всех смыслах. Ей не хотелось ни сопереживать, ни сочувствовать. Она с самого начала пугала. Вероятно от того, что, в отличие от мёртвых зомби, неизвестно было, чего ждать именно от нее, но при этом неосознанно ждалось непременно плохое.

Однако более всего эта картина, пожалуй, запомнится своим саундтреком – некая жуткая, угнетающая и давящая мелодия сопровождала всё действие, причём наиболее сильно она вступала, когда на экране все было как раз спокойно, и видимо этим контрастом вызывала такую тоску, что буквально хотелось лезть на стену или подвывать. В то же время и в этом фильме нашлось место юмору – ни пошлому или чернушному, а простому, милому и по-детски непринужденному. Некоторые, по сути своей страшные, вещи авторы почему-то преподнесли так, что они вызвали улыбку, и она не показалась преступлением. Просто это был смех сквозь слёзы.

Определённо, человечество жаждет какой-то глобальной катастрофы. И определенно, что большинство жаждет её именно в форме "зомби-апокалипсиса". Количество фильмов с участием пораженных неизвестным вирусом мертвецов, алчущих живой плоти, давно исчисляется сотнями, но мувимейкеры всё равно с завидным постоянством продолжают выбирать для своих триллеров, ужасов и комедий именно такое тематическое обрамление.

Так как спрос рождает предложение, подобные творения, вероятно, рождает желание аудитории хотя бы через экран соприкоснуться с катастрофой и пофантазировать "а что было бы, если..." Но, казалось бы, все эти "если" гипотетически выяснили еще лет этак -дцать назад, в нулевые же их красочно, натуралистично и с разных сторон обыграли не в одном фильме – «Обитель зла» (2002), «Зомби по имени Шон» (2004), «28 недель спустя» (2007) и т.д.

Однако спрос на зомби нисколько не уменьшился. За последний некалендарный год в отечественном прокате демонстрировалось  как минимум два полнометражных фильма о похождениях беспокойных мертвецов, причем комедии – «Скауты против зомби» (2015) и «Гордость и предубеждение и зомби» (2016). Сейчас же на экраны вышел описываемый нами триллер «Новая эра Z». Но и на этом список не заканчивается: до нового года зрителей ждут ещё две премьеры о "братьях наших меньших": «Поезд в Пусан» и «Обитель зла: последняя глава». Не говоря уж о том, что параллельно на ТВ завершается 2 сезон сериала «Бойтесь ходячих мертвецов» (2015) и начинается 7 сезон «Ходячих мертвецов» (2010). И это не полный список. Всё это тем забавнее, что фильмы о "настоящих зомби" (т. е. связанных с Вуду) можно пересчитать по пальцам, хороших же вообще не назвать.

Но действительно заслуживают внимания в этом жанре лишь единицы. И фильм «Новая эра Z» в их числе.


Выскажись!

LORDI


!