Итак, 10 новшеств, которые Сальвадор Дали привнёс в медиа.
- Обыгрывание названия. Безусловно, многие
пытались изобразить на обложке журнала его название - поиграть со шрифтами, выложить его разноцветными стёклышками, передать в виде некой иллюстрации - это всё старо, как мир. Но как, скажите,
пожалуйста, можно нарисовать Interview?
Или Playboy? Обратите
внимание, на обложке последнего – всегда женщины и никогда – представители целевой
аудитории, те самые прекраснотелые плейбои. А вот журналу Минотавр повезло, фольклорный элемент регулярно
рисуется художниками всего мира, так что потенциал огромен. И да, Дали-таки
воспользовался своим правом рисовать очевидные образы так, словно это именно
его уникальная идея. Минотавр с минотавром на обложке не мог не появиться в
нашем списке.
- Рукотворный логотип. У Энди Уорхолла был Interview –
его роспись до сих пор светится во всех ларьках с журналами по всему миру. А
что Дали? Сальвадор не мог сделать такое лого, которое бы пережило его самого.
Исключением является Чупа-Чупс, но это совсем другая история. Для журнала Vogue художник
создал страшноватый заголовок, появившийся в таком виде единожды. А больше и не
надо.
- Авторские принты. Для одной из реклам компании,
поставляющей вискозные ткани (sic!)
креативщики использовали рекурсивный подход. Изобразили женщину, на которой
была надета одежда из их тканей. А Дали создал принт для платья. По сути, он не
занимался самой рекламой, он делал то, что изображено на фотографии.
- Пиксель-хантинг и летающие ноги. Для компании Bryans Дали
сотворил нечто невообразимое за много лет до рассвета пиксель-хантинга в компьютерных играх. Читательницы периодики регулярно натыкались на огромные фотографии
каких-либо помещений, натуры, ненормальные рисованные пейзажи, в которых
скрывались женские ножки (без владелиц), усиленно пытающиеся вписаться в фон.
Что-то вроде игры «Найди ногу», в которую мы с вами играли в детстве (правда ведь?), только
игра не продаст тысячи тысяч чулок, а Дали продал.
- Авторская Мадонна. Catholic Digest однажды,
только не смейтесь, обратился к Дали с заказом. Как никому не понять того, кто
заказал Гауди Собор святого семейства, так и этот странный жест осознать сложновато - ожидать, что из-под кисти художника появится адекватная богоматерь, было по меньшей мере наивно. Но результат таков: на картине изображена разобранная на части
Мадонна, а католическое издание в полном восторге и выставляет её на
обложку. Интересно и то, что она несколько раз попадала на
обложки других журналов. «Вы видели это? Нет? Смотрите!» Можно сказать, что именно в тот момент родился репост, как яркое социальное явление.
- Газета о себе. Сальвадор Дали некоторое время
работал журналистом. Мало и плохо. Но этого хватило на то, чтобы получить столь
необходимый ему опыт. В результате, художник выпустил два номера газеты имени
себя Dali News,
которая повествовала…. О нём.
- Иллюстрации с двойным дном. Конечно, не Дали
первый. Но много вы знаете всемирно признанных художников, увлекавшихся
газетным рисунком? Иллюстрация к статье Билли Роуза «Как попасть в шоу-бизнес»
- показательный рисунок уже весьма известного и взрослого Сальвадора. Кстати,
на картине – длинноногие голые женщины, идущие строем. Идущие вместе! В нужном
их карьере направлении.
- Папарацци. Сальвадор Дали – первый человек,
который сам находил и сам публиковал компромат на себя. Конечно, он не был бы
собой, если бы не делал это с обезоруживающей иронией, но всё же создание
разворотов «Тайная жизнь Дали» с иллюстрациями всего того бреда, что таился у
гения в голове – это немножко перебор. Несколько полос о том, что по утрам
перед ним танцуют воображаемые балерины. Всё это выполнено в комиксоподобном виде, так что ознакомиться с жизнью гения могли читатели всех возрастов.
- Дали
вангует. Да-да, целая серия предсказаний от Дали выходила в прессе, и среди них
имелись длинноногие слоны, музыкальная обувь и реставрация монархии в России. Не
хватает только слонов, но кто знает? Московский зоопарк в последнее начал подозрительно быстро развиваться, так что, возможно, мы ещё увидим, как все пророчества художника сбудутся.
- Реклама ака современное искусство. На самом деле
для Дали постоянная занятость в каких-то рекламных и медиа проектах нужна была
не для того, чтобы прославиться. Это, конечно, тоже, но не только. Реклама и
пресса может стать мольбертом для гения, считал Сальвадор Дали, и, скорее всего, добавлял: если это, конечно, настоящий
гений.
Сальвадор из небольшого каталонского городка, кажется, проверку на гениальность прошёл давным давно. Учимся, учимся и перестаём считать себя креативными. Креативные – это как Дали.