Сегодня культурная среда достаточно сплочённая, поэтому активно реагирует на любые неожиданные препятствия на пути коллег по цеху. Но мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете действия Министерства Культуры Азербайджана в отношении вас и ваших работ, а также достаточно злобное обсуждение вашего фото в сети? И в чём, собственно, причина такой бурной реакции?
Айдан: Думаю, что за последнее время на постсоветском пространстве сформировалось общество, и в России и в странах бывшего СНГ, в котором странно смешались остатки коммунистических ценностей, на освободившееся от веры в коммунизм место в головах пришли религия и материальные ценности. Результат этого странного смешения можно было видеть по реакции на мои скульптуры на биеннале. Сначала Министерство культуры Азербайджана утверждает список моих работ на выставку в январе, а за день до открытия от боязни, как бы чего не вышло, принимает решение закрыть тканью работы, которые до этого уже дней 5 фотографировала пресса.
Скульптуру женщина в парандже, не хотели показывать, объясняя тем, что Азербайджан - светское государство, и выставка не может начинаться с такой скульптуры, а скульптуру "черный камень" решили не показывать, так как я якобы специально сделала обрамление вагинальной формы для черного камня, и это может оскорбить верующих. Обрамление черного камня я делала максимально приближенное к форме обрамления, которое хранится в музее Топкапи в Стамбуле. После того как было принято решение убрать мои скульптуры из павильона, скульптура черный камень, по решению куратора биеннале, Витторио Сгарби, была перемещена в итальянский павильон, и показывалась там 4 месяца, не вызвав никакого возмущения у верующих.
Реакция на мои скульптуры - это иллюстрация процессов, которые происходят сейчас в Азербайджане. Возникают вопросы: это исламское или светское государство? Есть ли в этой стране цензура или нет? Как может государство позиционировать себя в международном контексте, как демократическое, вводить цензуру исходя из своего местного контекста?
В обсуждении ситуации на одном форуме, я вычитал фразу "Художник представляет свою страну". Если принять на веру эти слова, то ваши вопросы теряют смысл. Но насколько это актуально? Должен ли художник кого-то представлять, кроме себя, или он всё-таки может быть человеком мира?
Айдан: Если есть цензура и боязнь оскорбить верующих в своей стране, то почему интервью Наоми со мной, где моя фотография топлесс является не главной фотографией, перепечатывается и ставится как главная фотография этого интервью по всем сайтам и газетам? Например, в арабских эмиратах есть цензура на Обнаженное тело, и в журналах маркером закрашиваются Обнаженные части тела, а доступ на сайты, где это можно увидеть, закрыт для посещения. И никто этой честной цензурой не возмущается, так как это мусульманская страна, и понятно, что государство заботится о том, чтобы не оскорбить верующих.
Я считаю, что если пока Азебайджан не готов быть светским государством, то должна быть введена официальная цензура, и тогда СМИ и художники будут учитывать правила игры. Лично я свое искусство не соотношу ни с Россией, ни с Азербайджаном, произведение искусства не имеет национальности. А журнал Интервью, где были мои фотографии, издается в Америке, Германии и в России, и рассчитан на продвинутую аудиторию этих стран. И поверьте мне, делая материал фотограф Анна Байер, известный немецкий фотограф, делала фотосессию, думая о красоте снимка, совершенно не держа в голове страну Азербайджан.)
Но вы наверняка ожидали такой реакции. Всё-таки, пусть правила нигде не закреплены, но они известны. В этом не было вызова?
Айдан: Я тоже не думала про Баку вообще, если честно. Поймите, я живу в Москве, и родилась здесь. У меня другой менталитет. И не забывайте, я - художник. Обнаженных натурщиц мы учились рисовать с восьмого класса художественной школы, и потом рисовали 6 лет в институте, в обнаженном теле нет ничего неприличного!!!!)
С этим никто не спорит. Я скорее о другом. Обнажённое тело постепенно становится неким способом заявить протест. Пример мы недавно видели. И в этом смысле, получается уже почти политика) Все начинают подозревать в подобных фото какой-то подтекст. Может, потому и возникла такая реакция?
Айдан: Обнаженное тело, это обнаженное тело, а политика это политика. Политика меня вообще не интересует.
Хорошо, Айдан, расскажите немного о том, над чем сейчас работаете? Масштабные проекты, ближайшие планы?
Айдан: В октябре будет большая выставка в галерее Cuadro в Дубае. Там будут представлены новые скульптуры и живопись, а так же та скульптура, которая была закрыта во время биеннале - стоящая в парандже, 2 другие из этой серии будут представлены в музее в Гааге на большой выставке русской скульптуры.