Как нам рассказала Ирина Красникова, заведующая отделом скульптуры XVIII – начала XX века Третьяковской галереи, работа над экспозицией заняла около трех лет и подготовка выставки потребовала серьезных усилий реставраторов. Это связано с тем, что музей Анны Голубкиной постоянно то создавали, то расформировывали, в результате чего некоторые из экспонатов заметно пострадали. Проделав немалый путь, они собрались под крышей Третьяковки, чтобы поразить собравшихся простотой и изящностью исполнения.
В зале, помимо работ Анна Семеновны, были представлены картины ее современников. Невозможно не отметить ту разницу в стиле исполнения, в направлении мысли, в настроении, передаваемом произведениями искусства. Это разногласие в работах отметили многие приглашенные гости, а работники галереи заверили, что Анна Голубкина действительно невероятный скульптор и добавили, что именно она определила стиль Серебряного века.
Но согласитесь, в голову не приходит ни одного громкого
произведения. «С Голубкиной та же история, что и с Мухиной, – рассказывает
Ирина Красникова. – Просто у нее нет “Рабочего и колхозницы”. И вот так на
поверку сразу вспоминать нечего. А в качестве мастера-портретиста она глубже,
интереснее Мухиной, она сложнее». Портрет и монументально-декоративные
скульптуры были основными направлениями творчества Голубкиной. Это легко
заметить, взглянув на ее работы. Тонкие черты лица, безупречное исполнение еле
заметных деталей. Создается ощущение, что это вовсе не скульптуры, а живые
люди, покрытые тонким слоем белой краски. А разнообразные материалы,
использованные для создания работ, отдают почести профессионализму мастера.
Но не всегда общество и ценители искусства были благосклонны к Анне Семеновне.
Профессура академии художеств возмущалась и приходила в ужас от ее своенравной
и импрессионистской манеры исполнения. «Она за время учебы так и не встретила
учителя, который бы понял ее язык скульптурный, тот самый скульптурный
импрессионизм, который родился в ее творчестве еще до поездки в Париж, –
говорит заведующая музеем-мастерской А. С. Голубкиной Татьяна Галина. – У нее
было горячее стремление встретиться со своим настоящим учителем. Кто это был,
она еще не знала».
В будущем им станет Огюст Роден, наставник и друг Анны Семеновны. Именно он заметит ту необузданную тягу к искусству и исключительную свободу в исполнении, что не смогли разглядеть в России, именно он найдет нужные слова поддержки и участия. Позже о ней напишут, как о «неуловимом, безвольном, мыслящем и искушенном многими духовными соблазнами лице нашего времени».
Завораживающая экспозиция открыта для всех желающих до 30 марта 2014 года.