Первую остановку во Владимире наша редакция сделала на пересечении двух улиц – Студёная гора и Дворянская. Нашему взору предстали сразу две достопримечательности, которые не заметить просто невозможно. По правую сторону расположилась удивительная церковь Архистратига Михаила, которая фигурирует во всех путеводителях, как Михаило-Архангельская. Официальное название понятней, оно отражает историю здания, которое было построено в 1891 году на средства капитана Архангельского. Тут сразу несколько интересных моментов: во-первых, обладатель этих немалых средств церковь не увидел, так как использовались средства из его завещания, во-вторых, церковь проектировали если не по революционному, то, по крайней мере, по весьма оригинальному методу. Дело в том, что здание фактически является огромным музыкальным инструментом – настолько чистый и приятный звук обеспечивает его строение. В глаза бросается ещё и такая особенность: часовня, находящаяся рядом, немного другого цвета. При этом выполнены они в едином стиле. Не будем вдаваться в архитектурные подробности, достаточно будет отметить, что стены церкви изобилуют различными украшениями. Есть тут и колонны, и всякого рода арочки, и даже окна выделяются за счёт своего богатого убранства.
На противоположной стороне дороги уютно примостилось огромное здание бывшего ремесленного училища. Возраст его превосходит возраст церкви, постройка датируется 1885 годом. Помимо весьма интересной архитектуры в псевдорусском стиле, постройка Мальцева заметна ещё и своим расположением. Именно от её стен начинается самая интересная с точки зрения любого любопытного туриста улица – Дворянская, упирающаяся в Золотые Ворота – центр всей экскурсионной программы.
Дальше дорога вывела нас на приличного размера площадь перед Золотыми Воротами, которая буквально до отказа наполнена различными памятниками не только истории, но и культуры. Здесь располагается одно из редчайших явлений области – костёл, то есть католическая церковь, которую, по вполне понятным причинам, называют Польской. Представьте себе, что пленные солдаты имели деньги и возможности, а православная церковь – достаточную долю терпимости для того, что бы прямо в центре города вознёсся большой католический костёл в псевдоготическом стиле! В остальном, здание в духе католических традиций, и долго осматривать его мы не стали.
Рядом на площади располагается большой театр – Театр Драмы им. Луначарского. Строение в духе двадцатого века, за исключением милых статуй, расположенных под крышей. Мы не удержались и сфотографировали несколько, так что смотрите на фотографии.
Прямо напротив театра – второй памятник истории и терпимости. На этот раз – это старообрядческая Троицкая церковь, выделяющаяся мощными красными стенами и практически квадратной формы основной частью. Построенная купцами незадолго до революции, она сочетает такое количество разнообразных архитектурных стилей и изысков, что даже путеводители не могут полностью описать её внешний вид. Вот уж действительно, совсем не стыдно быть соседом Золотых Ворот, имея такие стены и причудливые элементы декора.
Сами Золотые Ворота выглядят настоящей крепостью, хотя фактически являлись лишь въездом в город. Если посмотреть направо от них, то можно увидеть земляной вал, который зимой превратился в огромный сугроб, с которого с весёлым смехом катаются дети на санках. Во времена монголо-татарского нашествия ворота уцелели несмотря на то, что город был взят. Подвели стены. Здание, построенное Андреем Боголюбским в середине двенадцатого века, потрясает как своими размерами, так и плавностью линий. Несмотря на возраст, Золотые ворота прекрасно сохранились, а почти пятнадцатиметровая арка до сих пор может вскружить голову любому любопытствующему туристу. Кстати, на самом верху ворот расположилась надвратная церковь более поздней постройки, возведение которой само по себе можно считать чудом архитектурной мысли.
Слева от ворот располагается сравнительно новое здание Реального училища, украшенное бюстами Менделеева и Столетова, оба - работы Аладьина. Интересна цветовая палитра отделки: тут есть голубые, коричневые, жёлтые и серые части, чаще всего это окрашенный кирпич. Всю свою историю в здании располагались различные педагогические заведения.
Немного поодаль от главной площади находится бывшая водонапорная башня, как и другие здания города, ставшая музеем. Спереди она кажется круглой, на самом же деле её форму можно назвать каплевидной. Наверху имеется большая обзорная площадка, с которой можно увидеть практически весь город. Здание несколько раз перестраивалось, вода из башни поступала в большой городской фонтан, который со временем был перенесён на новое место.
Двигаясь дальше по Большой Московской улице, мы немного поснимали местные постройки. Обратите внимание, на одной из фотографий вы можете увидеть аптеку. Дело в том, что это – самая старая аптека Владимира. Поначалу она являлась флигелем, однако впоследствии в 1805 году в нём открылась первая в городе государственная аптека. Дальше по улице нами был замечен первый городской банк. Его псевдоклассический стиль напоминает чем-то здания Петербурга или Москвы. Интересно то, что начиная с года своего строительства – 1896 – оно всегда оставалось банком и является им по сей день.
Из сфотографированных нами зданий особый интерес представляет также Дворянское собрание. Тут мы можем увидеть богатство узоров, лепку, колонны в стиле русского ампира, хотя в первоначальном виде здание не имело всех этих прелестей. Кроме того, на оставшихся фотографиях – памятник Андрею Рублёву, тот самый большой фонтан, перенесённый от Золотых ворот, Дмитриевский собор двенадцатого века, Успенский собор, также двенадцатого века, который несколько раз реконструировали, и другие памятники Соборной площади, на которой мы завершили наше путешествие.
Следует отметить, что Соборная площадь – знаковое место в русской истории. Строения, стоящие здесь, свидетельствуют о возможностях древних архитекторов, пытающихся создать визуальное подтверждение мощи и самостоятельности Владимирской земли. Роспись Успенского собора – дело рук Андрея Рублёва – легендарного иконописца Руси. На этой площади всё как будто сошло с былинных полотен. И даже Исторический музей, притаившийся неподалёку, кажется каменной крепью, благодаря тёмным кирпичным стенам, контрастирующими с белыми стенами соборов.
Смотрите фотографии. В следующей статье – музеи Владимира и слава русского оружия!