Причина первая, тривиальная. Шереметевым принадлежал лишь «кусок» территории, окруженный землями князя Алексея Михайловича Черкасского. Его дочь, Варвара Алексеевна Черкасская, считалась самой богатой невестой того времени. После свадьбы, в качестве приданого граф Шереметев получил 70 тыс душ крестьян и близлежащую территорию – село Вешняково, таким образом получив и средства и территорию для осуществления своих замыслов.
Второй причиной можно считать сам характер и склонности Петра Борисовича. Получив музыкальное образование в Париже, он любил театр и знал толк в искусстве. Следует ли удивляться, что его усадьба была построена в европейском стиле, а крепостной театр Кусково считался одним из самых выдающихся в России?
Усадьба Кусково
Строительство усадьбы проводилось в несколько этапов. Первым и наиболее сложным было осушение болот, однако многомиллионное состояние графа Шереметева позволяло ему не скупиться на расходы.Основной ансамбль сложился уже в 50-70 годы XVIII века. Центром комплекса является Большой дворец, к нему примыкают Домовая церковь с колокольней (самая первая каменная постройка) и кухонный флигель. Вместе эти здания образуют ансамбль Почетного двора. С внутренней стороны к Дворцу примыкает садово-парковый комплекс, ныне единственный сохранившийся в Москве французский регулярный парк. Среди аллей стоят Голландский домик (первое парковое сооружение), Грот, Грот, Эрмитаж, Итальянский домик, Американская оранжерея и Швейцарский домик.
В Кусково своя система из прудов и каналов, которые замыкаются на Большой пруд, на берегу которого и расположен ансамбль Почетного двора. Пруд играл не столько эстетическую, сколько практическую (увеселительную) роль – гости катались на лодках, ловили рыбу, а в праздники там даже разыгрывались бои с участием парусных яхт.
Почетный двор
Домовая церковь Спаса Всемилостимого – первое каменное здание ансамбля Кусково. Построена в 1737 году в стиле барокко. К сожалению, статуи, которыми она была украшена, не сохранились, однако на восьмигранном барабане до сих пор можно увидеть четыре фигуры апостолов. Алюминиевый крест на куполе держит ангел с раскрытыми крыльями. Все это придает церкви ту парадность, которая необходима строению, находящемуся рядом с центральным входом Большого дворца. В 1792 году крепостными архитекторами Григорием Дикушиным и Алексеем Мироновым была рядом построена деревянная колокольня на восемь колоколов.Большой дворец Шереметевых построен в стиле раннего русского классицизма в 1769-75 гг. на берегу Большого пруда. Здание строилось под началом московского архитектора Карла Бланка, однако считается, что сам проект – французский. Это полностью, за исключением каменного цоколя, деревянное здание имеет два этажа: первый предназначался для приема гостей в летнее время, второй этаж, на высоком цоколе, - для хозяйственных помещений. Фасад украшен тремя колонными портиками: шестиколонный предваряет вход во дворец, а два двухколонных украшают боковые выступы фасада. Центральный портик украшен пышной резьбой и графской короной, к нему ведет широкая белокаменная лестница, а с боков примыкают два пандуса, украшенные фигурами сфинксов.
Помещения дворца образуют анфиладу: прихожая, Шпалерная, Малиновая гостиная, Парадная спальня, кабинет, диванная, библиотека, картинная и танцевальный зал. При отделке использовались дорогие материалы: бронза, шелковые гобелены, ковры. Пол сделан из наборного паркета. Однако стоит отметить, что для убранства использовался и более дешевый и быстрый способ: проклеенная бумага, которую наносили на стены, а потом красили и золотили.
Большинство картин и мебели было выполнено крепостными мастерами (отец и сын Аргуновы и др.). В картинной гостиной были собраны работы европейских художников. Самое большое помещение дворца – танцевальный зал, выходящий в парк. Весь потолок комнаты украшает огромная картина-плафон, над дверями расположены живописные панно, белые с позолотой стены увешаны большим количеством зеркал, что позволяет зрительно еще больше расширить свободное пространство. Освещался зал двумя хрустальными люстрами, настенными канделябрами – жирандолями и мраморные статуи с лампами.
Завершает ансамбль Кухонный флигель, построенный в 1755 году крепостным архитектором Федором Аргуновым.
Регулярный французский парк
Двери танцевального зала выходили на газон-партер, который замыкает Большая оранжерея. Сам парк занимал площадь примерно 30 гектар и состоял из двух частей: регулярной (партер) и пейзажной. Пейзажная часть располагается севернее оранжереи, ее суть – в сохранении изначального состояния природы той местности. Регулярная часть – ансамбль аллей, прудов и каналов – построена по геометрическому принципу. Проходящие по обеим сторонам газон-партера аллеи затем сходились и образовывали «звезды», расходящиеся на множество дорожек, каждая из которых оканчивалась павильоном или скульптурой. В центре партера располагается мраморная колонна со статуей Минервы. По парку были разбросаны качели, карусели, вольеры с певчими птицами и места для игр, например, в кегли. Следует отметить, что в парке до сих пор сохранились лиственницы 200-летнего возраста.Голландский домик считается самым старым парковым сооружением. Был построен в 1749-51 гг. по проекту неизвестного архитектора. Здание располагается непосредственно у центрального входа в комплекс на берегу небольшого пруда. Считается, что оно отдавало дань Петру I и его увлечению Голландией. Голландский домик невозможно не узнать из-за характерной ступенчатой крыши и стен кирпичного цвета. Внутри помещение облицовано голландской плиткой.
Итальянский домик находится в восточной части парка, на берегу Итальянского пруда, строго симметрично к Голландскому. Построен в 1754-55 гг. крепостными архитекторами Федором Аргуновым и Юрием Кологривовым. Рядом со зданием разбит небольшой сад в итальянском стиле - со статуями и небольшими фонтанчиками. В XVIII веке Итальянский домик исполнял роль помещения для домашних приемов.
Грот находится на западном берегу Итальянского пруда. Работа была начата Федором Аргуновым и закончена в 55-61 гг. уже после его смерти. Интерьер павильона выполнен в стиле имитирует подводную пещеру: стены в главном зале имитируют мрамор, а в боковых залах покрыты узорами из раковин и камней. Небольшие коридоры украшены панно из морских раковин, перламутра и камней различного размера. Ребра купола имитируют фонтан, воды которого объединяются и плавно переходят единую высокую струю – шпиль здания. Это – единственное из такого рода зданий в России с полностью сохранившимся интерьером.
Напротив Большого дворца, замыкая газон-партер, находится здание Большой каменной оранжереи – павильон, в котором выращивались экзотические растения. Это по-своему уникальное сооружение было построено в 1761-54 году все тем же Федором Аргуновым. В центре находится восьмигранный танцевальный зал, на втором этаже которого располагались музыканты; с двух сторон к нему примыкают застекленные оранжереи. На сегодняшний день в здании располагается Музей керамики, коллекция которого считается одной из лучших в России.
Чуть восточнее находилась Американская оранжерея. К сожалению, изначальная постройка не сохранилась и на ее месте находится современная реконструкция. На сегодняшний день здесь находится основная коллекция Музея керамики.
Напротив Большой каменной оранжереи находился Воздушный театр, открытое здание, в котором исполнялись европейские оперы и балетные увеселительные программы. В труппе Шереметева было более 200 человек (актеры, танцовщики, певцы, декораторы, музыканты), в том числе именно здесь дебютировала Прасковья Жемчугова (Ковалева) в роли служанки в комической опере «Испытание дружбы». Так же на территории усадьбы действовали еще два театра, Малый и Большой, однако все они не сохранились. Это отчасти связано с тем, что граф Николай Петрович Шереметев, уставший от насмешек касательно своего венчания с бывшей крепостной, в 95 году переезжает в Останкино, где отстраивает новый театр. Сын его, Дмитрий Николаевич Шереметев, не интересовался театром, что привело здания в Кусково в еще большее запустение. В завершение, во время Отечественной Войны 1812 года усадьба была разорена французами и восстановлена позднее лишь частично, таким образом, лишив нас возможности увидеть все три здания.
Павильон Эрмитаж был построен Карлом Бланком в стиле раннего русского классицизма в 1765-67 гг. Центрическое сооружение замыкает на себя восемь парковых аллей. Так же, как и другое здание этого архитектора – Большой дворец, Эрмитаж предназначался для приема гостей, но здесь проводились личные, интимные беседы, без шума, помпы и слуг. Для того, чтобы не нарушать уединения, даже был построен специальный подъемный стол, который накрывали внизу и при помощи механизма поднимали на второй, парадный этаж.
Швейцарский домик – самая поздняя постройка ансамбля Кусково. Здание датируется 1860-70 гг., автор – Николай Бенуа. Первый этаж с оконцами построен из мелкого кирпича, а второй – деревянный, с богатой резьбой, что характерно для швейцарского стиля.
История музея
После Октябрьской революции все владения, принадлежавшие графам Шереметевым, в том числе и Кусково, были национализированы. Решением Совета народных комиссаров в 1919 году был открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». В 1932 году по приказу Наркомпроса фонд музея был пополнен коллекцией Государственного музея керамики, основанной на собрании мецената Алексея Викуловича Морозова. С 38 года оба музея были объединены и получили общее название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».
Здесь хотелось бы отдельно отметить, что не будь этой «добровольной» национализации, все территории графов Шереметевых: Кусково, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом (сейчас НИИ им. Склифосовского), Вороново и Фонтанный дворец (Санкт-Петербург) – до сих пор оставались бы частными владениями, доступ к которым имел бы лишь весьма и весьма ограниченный контингент. При СССР музей активно пополнялся новыми экспонатами и благодаря этому на сегодняшний день Кусково – один из крупнейших музеев керамики в России. Так что за возможность прогуляться по обширному парку и собственными глазами увидеть постройки XVIII века мы должны благодарить именно РСДРП.