Проект был заявлен и начат еще в прошлом году, однако полностью готов оказался только к нынешнему фестивалю. То, что это не просто здание, а со-здание, видно даже профану: этот принцип здесь воплощается на нескольких уровнях: на самом поверхностном — это дом, состоящий как бы из двух домов. Внутри уютный двухэтажный деревянный домик, а снаружи он полностью обшит бетонными плитами, которые каждый не раз видел на просторах нашей родины — куда бы вы ни шли, если идти достаточно долго, - непременно упретесь в глухой бетонный забор из таких вот плит. Однако главным образом со-здание — это внутренний принцип, синтез работы архитектора и художника, синтез утилитарности и смысла. Именно это является главной ценностью для автора проекта и для организаторов фестиваля.
Усадьба снаружи выглядит как арт-объект, порождает множество ассоциаций и имеет разные варианты прочтения, а внутри абсолютно пригодна для жизни. «Спать здесь может человек 10, а пировать — 15» - говорит Александр Бродский. И это он утверждает не только как автор проекта, но и как обыкновенный жилец: во время фестиваля архитектор «проверял дом» - ночевал в усадьбе - и, кажется, остался вполне доволен результатом своей работы.
Различных мероприятий и временных объектов на фестивале было представлено как всегда предостаточно. Около усадьбы расположилась выставка фотографий, раскрывающая тему бетонных заборов с еще одной стороны: в формате плоского изображения они играют совершенно иными красками, сохраняя при этом свой неизменный серый цвет. В самой усадьбе проходил перформанс Poema Theatre «Тонкая материя», который считывался как поиск человеком своего места в мире предопределенности, монотонных движений и бетонных заборов.
«Лайков пруд» - еще одно пространство с двойным дном на этом фестивале. Светящиеся лайки, отражаясь в воде, превращаются в дизлайки.
В «Книге песен и перемен» Натальи Пшеничниковой и театра ЛаГолл музыка создается движением рук, песня поется на неизвестном языке, но сменяется нежным пасторальным мотивом, как буря штилем.
Перформанс «Свадьба» актерской лаборатории МШНК - очень театральное действо, которое окружающее пространство и даже зрителей организовывает в слаженный спектакль с таким четким ритмом, который нечасто встретишь и внутри театрального здания, где актерам ничто не мешает.
«Сардония херба» - другой перформанс, показанный в рамках фестиваля. Он трактует историю о ритуальном смехе предельно современными средствами, — Несмеяна, например, ищет свой смех с помощью металлоискателя — но при этом остается в русле карнавального действа, а также нисколько не диссонирует с окружающей березовой рощей.
В одном из самых старых объектов Никола-Ленивца — Ротонде — расположился Храм Богобота: под звон колоколов можно задать самые сокровенные вопросы самому богу напрямую в телеграм-чате. В лесу были установлены палатки, в каждой из которых идет нон-стопом отдельный аудио-спектакль. В рамках «Похорон мухи» по лесу всю ночь носили муляж мушиного тела, ростом с человека, который утром был торжественно погребен.
Пустые палатки днем и ночью сами с собой говорят о важном и вечном; с почестями хоронят муху; свадьба имеет начало, но не имеет конца; бог живет в телеграм-канале и отвечает на вопросы онлайн. А самое стабильное из возможного в мире — усыпальница — является временным объектом и вместо твердого гранита состоит из мягкого поролона, который еще какое-то время помнит очертания тел.
В конечном итоге среди всего этого разнообразия, мне кажется, главным является со-творение, которое возникает при взаимодействии человека и природы. Именно волшебные Никола-Ленивецкие пейзажи придают объектам двойной и тройной смысл, а главное — именно они позволяют вообще уживаться с современным миром: миром дома из забора, компьютерного бога, потерянного смеха, вездесущих лайков, гигантской вереницы вещей, которые человек вынужден тащить на себе как Сизиф. И даже не просто уживаться, а любить его и находить очарование во всем.
И когда, очарованный миром, выходишь утром из палатки, можешь смело следовать в чащу леса на экскурсию с капитаном Куло — персонажем, прибывшим в Никола-Ленивец с венецианского карнавала и представляющим собой гигантский зад. Потому что даже если впереди у тебя полная куло, вокруг деревья, и цветы, и кусты малины. И жизнь в общем-то прекрасна.