«Как жить?» и «Что делать?» - два извечных вопроса в России. В этом году знаменитый фестиваль под Калугой, который проводится уже в 12 раз, выбирает для своего названия первый и предлагает нам варианты ответов, как всегда, воплощённые в архитектурных инсталляциях. Основной задачей, которую в этом году поставили перед архитекторами организаторы, было представление минимальных пространств для жизни.
Множество новых объектов представило «Архстояние»: и «Конуру» Виктории Чупахиной – большой шар на одного из веток и собачьей шерсти, так автор развила мысль о приближении человека к животному, и «Виллу ПО-2», созданную из бетонных заборных плит. Маленькая снаружи, но рассчитанная на 10 человек всесезонная вилла была по достоинству оценена посетителями Архстояния. Особенно при ночной подсветке дерева, растущего посреди инсталляции. Её автор - последователь направления «Бумажная архитектура» знаменитый художник Александр Бродский создал ранее знаменитую ротонду, на восстановление которой в том году собирали всем миром. В Ротонде же в этот раз проходил перформанс «Оракул», навеянный китайскими печеньями с предсказаниями. Перформер с респиратором на лице писал записки-предсказания сходу, сразу после зрительного контакта с адресатом. Респиратор же напоминал о его сходстве с кулинаром, распределяющим предсказания по печеньям. Появилась в парке и рампа для скейтеров со встроенным в неё минипространством для жизни. Привнести в поля и леса сугубо урбанистическую вещь было большим вызовом и доказательством, что с любыми увлечениями даже поколение Z можно вернуть к природе и сделать их жизнь гармоничной и уютной в условиях болот, просек и туманов над рекой. Особо впечатляющим стал архобьект «Дом с люстрой» архитектурного бюро «Хвоя» в самой «продвинутой» части парка. Там, на озере, рядом с современным ресторанчиком появился плавучий маяк, небольшой домик без окон, сверху освещаемый люстрой, в этот раз архитекторы отдали дань дизайну. Люстра также освещает путь проходящих мимо; отражаясь в воде озера, является маяком для гостей ресторана на другой стороне, а также освещает понтон, на котором стоит домик, для отдыхающих на нем.
В этом году организаторы фестиваля «Архстояние» ставили акцент не только на визуальные и музыкальные инсталляции, но и хотели обсудить тему фестиваля в лесной школе, на лекциях, в киноклубе на лесной опушке, где показывались российские фильмы 60х, 80х годов, португальские и американские ленты 21 века. В специальном лектории обсуждались темы: как жить с детьми, как было жить, когда кругом было средневековье, как жить, если революция, как жить в будущем и тд
Также из интересного на полях парка Никола-Ленивец посетителями представили несколько перформансов: студия Radugadesign «оживила» гигантскую инсталляцию Николая Полисского «Вселенский разум»: с помощью проекций независимые медиа-художники и музыканты рассказали о связях между людьми, попытались с помощью визуальных образов и звука продемонстрировать возможности мозга и подсознания. В рамках перформанса от архитектурного бюро «Рождественка» посетители фестиваля посадили различные растения и, таким образом, к вечеру воскресенья в поле разбили сад, сибирский художник Алексей Мартинс же задумал огненный перформанс, создав кострище, а вокруг- сотни деревянных фигур. Огромное поле, озарившееся в ночи сотней небольших «уютных» костров, было одним из самых впечатляющих действ «Архстояния». Мартинс считает, что, таким образом, возрождает древнюю идею объединения вокруг костра, от которой мы с нашими гаджетами почти совсем ушли. Катя Шипилова представила на фестивале оперу «Вариации страстей» состоящую из 3х линий: человеческая физиология, страх и любовь, где зрители стали соавторами произведения. Интересен был и трёхдневный перформанс о жизни театральной труппы «Кибитка» - репетиции пьесы, название которой труппа узнала лишь в первый день фестиваля. Автобус-дом с витражным остеклением, со спальней, кухней, туалетом, гардеробом то являлся сценой для живущих в нём актеров, то, зашторивая окна, можно было уединенно жить, но он также напоминал зрителям, что жизнь – это театр и мы, актеры в ней, всегда у всех на виду. Наиболее активным перформансом стал хепенинг Сергея Катрана. Эта часть фестиваля называлась «Дети гениев отдыхают на природе»: 24 пластиковые бочки с прорезями для рук и головы олицетворяли наши квартиры , в которых мы так скованы в городе, это наша ракушка, в которой спрятано сердце, легкие, и лишь некоторые части тела – снаружи, они и чувствуют природу. Эта идея нашего ограничения напоминает о Диогене в бочке… вернее он, конечно, не сидел ни в какой бочке, а жил в огромном пифосе, где было совсем не тесно. Но это уже другая история и тема, наверное, следующего «Архстояния».
Кроме того, все 3 дня в полях и лесах Никола-Ленивца днём и ночью звучала музыка HMOT, Phalf, Gamayun, нью-йоркца Брайана Лидса (HuercoS), ливанца Rabih Beaini, российских лэйблов и исполнителей ГОСТ ЗВУК, John’s Kingdom, Udacha, Klammklang, Mårble, Vtgnike украинцев Indirect и Nikolaienko и многих других. А ещё был прокат велосипедов, фуд-корт, дизайн-маркет, туманы над полями и полное растворение в природе и искусстве.