Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

«Чернобыль»: и снова катастрофа

Дата: | Авторы:

В российских кинотеатрах — взрыв реактора, отправивший зрителей в прошлое на 35 лет. Данила Козловский попытал удачу как режиссер во второй раз.

История катастрофы на Чернобыльской АЭС показана глазами вымышленных персонажей со своими маленькими трагедиями: стандартный персонаж Козловского — мужественный рубаха-парень, старающийся приударить за бывшей; грустная мать-одиночка Оксана Акиньшина, несущая лямку гордой неприступной брошенки; внезапно женщина-ученый Равшана Куркова — хороший, видимо, специалист по радиации, которая абсолютно никак это не демонстрирует в течение всего сюжета (ввели женщину не для романтической линии, и на том спасибо). Остаются еще несколько персонажей — рандомные военные, рандомные специалисты, которые могут работать как на этой самой АЭС, так и на любом производстве. И конечно, хмурый седой мужчина из правительства с характерными кустистыми бровями, одним своим видом выражающий понятие «Система». Стандарты любого фильма о советском прошлом.


0 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа1 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа2 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа3 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа4 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа5 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа6 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа7 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа8 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа9 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа10 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа11 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа12 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа13 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа14 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа15 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа16 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа17 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа18 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа19 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа20 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа21 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа22 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа23 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа24 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа25 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа26 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа27 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа28 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа29 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа30 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа31 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа32 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа33 фото к материалу  Чернобыль   и снова катастрофа

Весь этот набор персонажей очень старается показать, как катастрофа повлияла на жизни как обычных граждан, так и людей, напрямую столкнувшихся с необходимостью решать проблему. Но у него не получается. Никак. К персонажам не испытываешь никакого сочувствия: ты понимаешь, что на экране происходит большая, страшная и абсолютно реальная трагедия. Тебе очень жаль людей, которые столкнулись с ней. Но точно не героев фильма — настолько они картонные. И даже хитро выдуманный любовный сюжет в духе лучших сериалов «России-1» не помогает. Разве можно что-то испытывать к ростовым фигурам?

Отдельная история, конечно, с персонажем Данилы Козловского, который, как известно, в огне не горит, в воде не тонет, и радиация его тоже не берет. Пока все остальные герои некрасиво, но достоверно покрываются ожогами и волдырями,

выкашливают кровь из легких и сталкиваются с рвотными позывами, Козловский легко просыпается от наркоза и бежит снова совершать подвиги. Лишь в финале у него наконец появляются хоть какие-то следы на коже — впрочем, недостаточные для человека, который дважды кипятился в радиационном озере. Но разрушать красоту и мускулинный шарм Данилы нельзя — ведь только на них и держится весь фильм. Поэтому он будет успешно выдерживать радиацию, тушить пожары (хотя, скорее, просто бегать вокруг, создавая видимость действий), в общем, спасать мир голыми руками.

Но что определенно невозможно простить большинству персонажей — странные, абсолютно нелогичные и нелепые поступки, совершаемые ради накала эпической драмы. Сравнимо примерно со сценой секса под обстрелом в «Сталинграде» — вроде бы эффектно, абсолютно бесполезно, зато как драматично! Избежать подобных твистов тоже невозможно — иначе выбить хоть каплю сочувствия к героям не получилось бы совсем.

Среди минусов также ставшая уже привычной, но от этого не менее раздражающей неразборчивость речи актеров. Почему-то в фильмах, снятых под эгидой «Фонда Кино», всегда есть проблема с дикцией артистов и с передачей звука. Большинство реплик приходится угадывать, а иногда даже додумывать. Что характерно — персонажи при этом говорят чаще всего не «бытовым» языком, а театральными или литературными фразами.

Фильм неизбежно сравнили и продолжат сравнивать с «Чернобылем» от HBO, авторы которого более старательно подошли к событиям 35-летней давности в чужой стране. И это снова вызывает отторжение: почему у Крэйга Мазина получился жесткий сильный тяжелый продукт, а у нас — псевдоголливудский блокбастер, калька на любой фильм-катастрофу 2000-х? Впрочем, были и положительные моменты, сводящиеся, в основном, к копипастингу других работ. Например, эпизод, где дети на велосипедах ночью отправляются снимать АЭС на новенькую камеру, чтобы затем стать свидетелями страшного взрыва, напоминает то ли об «Очень страшных делах», то ли о «Супер 8». А сцена с падающими с неба птицами заставляет вспомнить о «Хранителях» HBO. Где-то между делом промелькнет и немецкая «Тьма», и «Сталкер» Тарковского.

Но все эти отсылки, к сожалению, абсолютно не помогли понять: для чего же Козловский вообще решил снимать картину? Чтобы напомнить зрителям о катастрофе, которой исполняется 35 лет? Чтобы рассказать о трагедии, как ее видели обычные люди? Чтобы показать, насколько сгнила советская система, допустив такую критическую ошибку, разрушившую жизни многих и захоронившую целый город? Ни на один вопрос ответ не получен: об АЭС не забывают и забудут еще не скоро; посочувствовать персонажам откровенно не вышло; а о причинах взрыва сказано не больше двух предложений, оставляя туманным намеком ответственность (или, скорее, безответственность) властей. Кажется, «Чернобыль» вообще не стоило снимать — к чему? И тем не менее в финале все равно прозвучали аплодисменты зрителей — вот только предназначены они не Даниле и его команде, а ликвидаторам, которые действительно были там. Они сделали это. Они совершили подвиг. А вот Козловский не смог.