Йос владеет кинотеатром в родном Утрехте, где устраивает всевозможные фестивали и показывает арт-кино. Так, например, в его кинотеатре можно посетить фестиваль латиноамериканского кино, куда собираются все испаноговорящие жители Голландии; фестиваль психологии кино, когда фильм комментирует приглашенный психолог, разбирая буддизм амнистию, взаимоотношения, запрещенное в разных культурах кино.
Единственное правило Стеллинга — не показывать насилие. По его словам он вообще выбирает «женское кино», женское именно по энергетике, то, что лучше всего описывается словом ”Female”. Однако же, в холле кинотеатра висят портреты великих режиссеров, Кубрик, Вонг Кар Вай, из женщин там — только София Кополла. Снимать кино — мужское дело, смотреть — женское, женщина — идеальный зритель. Мужчиной движет сюжет, женщиной же, ассоциации. В основном же, репертуаром кинотеатр занимается дочь режиссера.
Основной доход Йос все же получает от ресторана, и вообще, ситуация с европейским кино такова, какая она есть во многом благодаря Объединению артхаусных кинотеатров. А большой спрос атртахаусное кино убивает, ведь его зритель, как правило, со зрителем коммерческого соприкасаться не хочет.
Не считая оптимистичного Йоса, участники круглого стола в один голос твердят, что ситуация с авторским кино в Москве трагичная. А диалог тут, между прочим, почти уникальный, дистрибьюторы напрямую говорят с представителями кинотеатров. Первым не хватает специальных площадок, вторым — зрителя. Кинозал ГУМа живет за счет модных штучек — образовательных проектов, коммерческого кино на языке оригинала, коммерческого кино вообще, и потому может показывать авторское и классическое кино. Фитиль, 35 мм и Пионер существуют, потому что существует их верная публика, которая, как уже говорилось, не любит пресекается со зрителем блокбастеров (трудно отрицать, что в Москве большинство ценителей немножечко снобы, и мы не станем). В родном Утрехте Йоса Стеллинга 20 кинотеатров, 4 из которых показывают авторское кино, и это при том, что вся Голландия едва ли больше Москвы.
Но в итоге все собравшиеся, наконец, приходят к тому, что со зрителем надо говорить на равных, слово «артхаус» - запретить, прекратить навешивать ярлыки и показывать просто хорошее и интересное. Проводить фестивали, рассказывать, искать новые пути продвижения, и вообще, приучать и растить зрителя.
А мы хотим верить, что чутких и думающих зрителей будет все больше. И сходите на «Девушку и смерть», любовь давно так не показывали на экранах.