Анонсы Контакты Мы ВКонтакте Мы в Facebook Мы в Instagram Поиск по сайту

Ещё по одной. И ещё. И ещё

Дата: | Авторы:

10 ноября в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера алко-фильма Томаса Винтерберга «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном. Перед показом гостей тематично поили вином, а Ирина Хакамада, Влад Лисовец, Юрий Быков, Павел Табаков, Аглая Тарасова обсуждали с журналистами насущные вопросы: видеоролик с Артемом Дзюбой, коронавирус и этапирование Михаила Ефремова. Но речь не об этом, а все-таки о фильме.


0 фото к материалу Ещ  по одной  И ещ   И ещ 1 фото к материалу Ещ  по одной  И ещ   И ещ 2 фото к материалу Ещ  по одной  И ещ   И ещ 3 фото к материалу Ещ  по одной  И ещ   И ещ

У картины «Еще по одной» любопытная (или, как выразился представлявший фильм Антон Долин, трагикомичная) судьба. Премьера должна была состояться на Каннском кинофестивале, но по известным причинам мероприятие отменили. Впрочем, свою коллекцию наград — и даже номинацию на шорт-лист Оскара — фильм все равно собрал на других фестивалях. 

Спойлер: собрал вполне заслуженно. Особенно в том, что касается актерской игры. Про Мадса Миккельсена все и так знают, но и его товарищи по фильму не затерялись на фоне большой киношной звезды. Каждый из них — живой, настоящий, со своими демонами и фишками. Даже жюри кинофестиваля в Сан-Себастьяне разделило приз за главную роль между четырьмя ведущими артистами: Миккельсеном, Томасом Бо Ларсеном, Магнусом Миллангом, Ларсом Ранте. Именно актеры, а не красивые кадры, — центральная ось этого кино.

Теперь — к содержанию. Датчанин Винтерберг любит скользкие темы. Вспомним фильмы «Торжество» про домашнее насилие и «Охота» про ложные обвинения в педофилии (кстати, в последнем тоже играет Миккельсен). «Еще по одной» — о злоупотреблении алкоголем. Если же копнуть глубже — о том, как люди пытаются справиться с упадком. 

Главное, что нужно знать о фильме: это драма, но очень смешная. Даже если вы свысока смотрите на буянящих в алкогольном подпитии весельчаков, вам все равно будет смешно. Не в одном, так в другом моменте. Это немного странноватый юмор. Такой, знаете, чисто датский. 

Тут вообще много всего датского. Фильм начинается с алкогольного марафона — в Дании любят прибухнуть. Люди бегают вокруг озера и на скорость пьют пиво. Ящиками. Блюют и бегут дальше. Никому не стыдно. Потом тусовщики заходят в вагон метро и наручниками пристегивает сделавшего им замечание контроллера к поручню. Все ржут. 

А вот главным героям фильма, четверым мужчинам — школьным преподавателям не первой молодости, совсем не радостно. У них банальные проблемы: им скучно, плохо, не ладятся отношения с семьей, работа надоела. Поэтому товарищи решают провести эксперимент, чтобы жить стало лучше, веселее. Который, кстати, основан на реальной теории о том, что человеку необходимо поддерживать якобы естественный уровень алкоголя в крови — 0,5 промилле. И тогда все будет хорошо.

Эксперимент, как вы понимаете, быстро выходит из-под контроля. Чего и следовало ожидать. Но при всей предсказуемости и простоте сюжета, фильм очарователен и смотрится так же легко, как пьется хорошее некрепкое вино. К тому же, главного элемента очевидности режиссеру удалось избежать: нас не будут поучать, не станут рассказывать, что алкоголь — зло, с которым можно сделать лишь одно: напрочь искоренить. Прозрачного катарсиса не ждите.

Да, кое у кого из четырех товарищей что-то пойдет не так. Другим же градусы откроют глаза и, о чудо, подтолкнут к изменениям в жизни. Конечно, изменения — вещь каверзная, но никто не обещал, что будет просто. Иногда чтобы заставить окружающих слушать, нужно начать кричать. Или устроить пьяный дебош. 

В итоге если у экспериментаторов что-то и сломалось, то не из-за алкоголя, а потому что уже до этого было надломлено. Алкоголь лишь помог это увидеть.

Интересно еще вот что. Герои «Еще по одной», даже хорошенько прибухнув, остаются нормальными мужиками: никого не бьют, не абьюзят, не делают гадостей окружающим. Очередное доказательство: Винтерберг здесь не для того, чтобы порицать пьющих.

Тогда для чего же? Ну, например, чтобы рассказать, во-первых, об удачных и не очень вариантах выхода из эмоционального кризиса. Во-вторых — поведать о культуре выпивки. Вставки с нетрезвыми политиками из разных стран (вам наверняка пришел в голову Ельцин, и вы правы) как бы говорят: бухло — часть нашей жизни, цивилизации. Почему бы и нет. Алкоголь действительно способен открывать новые грани. Но до определенного момента. Когда вы произнесете нечто вроде «Мы не алкаши, мы сами решаем», это будет тревожным звоночком, и грани могут стать пугающими. И даже убийственными. 

Нет, до назидательной риторики фильм все-таки не опускается. Но теорию про 0,5 промилле — и превышение этого уровня — явно не поддерживает. Тут скорее о том, что счастье — не в алкоголе. По крайней мере, не только в нем. Возможно, именно это пытается продемонстрировать своим финальным танцем Миккельсен. Который, кстати, 10 лет профессионально занимался танцами, так что эстетическое удовольствие обеспечено. 

Впрочем, концовка у фильма открытая. Морализаторством вы можете заняться самостоятельно, если пожелаете. А можете просто расслабиться, пойти и пропустить пару рюмочек.