На самом деле, по сути, выставку можно со спокойным сердцем разделить на две части: довоенный период, в основном – авангард, и современность – двухтысячные годы. Посередине зияет огромная брешь, которую никто заполнить и не пытался. Первая часть экспозиции представляет собой частную коллекцию, так что на четвёртом этаже, с которого начинается осмотр, нельзя фотографировать, что, конечно, сильно не понравилось нашему редактору. Между тем, этот зал представляет наибольший интерес, так как в нём представлены работы Родченко, а на фотографиях и плакатах можно увидеть, к примеру, Лилю Брик в сопровождении лозунгов-выстрелов Владимира Маяковского. Эпоха авангарда во всех отраслях искусства, в том числе в текстильной промышленности, живописи, фотографии раскрывается здесь в полном объёме, несмотря на небольшой размер зала. В общем, возможность унести с собой свои впечатления лишь в памяти угнетает. Зато в центре действует несколько неизменных экспозиций музея, рассказывающих о работах Мухиной и Иофана.
Из этого потрясающего мира свежих веяний, веры в идеалы и нового искусства, мы попадаем в совершенно иную вселенную современного арта. Стоит ли говорить, что многие посетители были сильно разочарованы такой резкой сменой настроения? Экспозиция, лишённая связующего звена, просто разваливается, пока ты спускаешься по пологим пандусам музея. Тут перед нами открывается вид на сомнительного качества видео-инсталляции и арт-объекты, которые навевают скуку даже на самих работников, а у посетителей вызывают нервный смех. Описывать их сложно. Пытаясь составить какое-то собственное мнение, начинаешь думать вовсе не о феминизме, а о том, что если сейчас признать, что всё вокруг ничего не стоит, можно прослыть отсталым и глупым ханжой, а если объявить о гениальности всего увиденного, рискуешь сильно покривить душой перед самим собой.
Безусловно, в каждом зале находятся одна-две работы, которые действительно заставляют задуматься, которые передают некое послание, которое ты считываешь и откладываешь куда-то в дальнее отделение мозга «для дальнейшего обдумывания». Но соотношение качества и количества пугает. При этом не имеет значения, какого пола автор. Не приходится сомневаться, что избирательность и тонкое чувство вкуса – вот единственное оружие против… хм, если в литературе это называется графоманией, то как явление называется в художественном мире?
При этом нельзя не признать того, что женщины-художники выставляются в музеях значительно реже, чем их коллеги мужского пола. Остались ли ещё мужчины, считающие, что женщинам не сравниться с ними во владении кистью или пером? Мне кажется, это уже давно атавизм. Но тогда почему неумолимая статистика свидетельствует о гигантском разрыве? Такие вопросы поднимают многие авторы, и вопросы вполне справедливые. Если именно в том, чтобы задать себе эти вопросы, и заключался смысл выставки, что ж, она удалась. Если же задача была сложнее, то, наверное, и реализация должна была быть на уровне. В любом случае, выставка интересна хотя бы тем, что она даёт достаточно обширную базу по теме. Точка отсчёта – авангард, финальный пункт маршрута – 2013 год. Делайте выводы.