Открыл фестиваль 24 февраля Михаил Башаков, давший очень краткое, но точное определение фестивалю одиночек: «фестиваль личностей». Он порадовал зрителей философскими текстами. «Каждый механизм дает однажды сбой», - поет Башаков, но есть одно но: механизм его добрых, искренних песен сбоя не дает. Завершил свое выступление Михаил Башаков новой композицией, которую он сочинил под впечатлением от фестиваля авторской песни: «Мой мир лучше, мой мир интереснее. Я исполняю авторскую песню». Выступление Михаила Башакова было наполнено светом и юмором, но хорошего понемногу – музыканту нужно было улетать в Иркутск, и зрители проводили любимого барда аплодисментами.
За Михаилом Башаковым последовал Алексей Фомин. В его текстах поезд вез туда, где «нет боли и войны», он рисовал образ солнца, которое рано или поздно развеет мрак, согреет, подарит тепло. Алексей Фомин подарил зрителям незамысловатые мелодии, но глубокие и жизнеутверждающие тексты. После него выступила Ирина (Искра) Курганова прямиком из Самары. Представительница самарского авангарда впервые выступала в Санкт-Петербурге. «Любители рока называют меня бардом, любители бардов - рокершей, а любители шансона - исполнительницей шансона. Истина, как всегда, где-то посередине», - говорит Искра. Ее творчество не вмещается в рамки жанра.
Максим Ермачков погрузил зрителей и слушателей в свои мысли. Он исполнил всего 4 песни, среди которых были «Money», «Колыбельная», написанная для его дочери, «Капли, капли, капли…», «Небо Италии». Нельзя не отметить, что 11 марта в клубе «84 Аврора» пройдет сольный концерт Максима Ермачкова. Еще на фестивале одиночкой побыл Сергей Шиподько, лидер группы «Паровоз до Кубы». Он исполнил известные песни своей пацифистской группы. Среди них были «В Питере дождь» с присущей этой песне элегической грустью, «Ван Гог» об одиночестве художника, ведь поэт тот же художник, «Антивоенная», которая, пожалуй, в наши дни стала актуальной, «Я скучаю по лапкам птицы».
Дмитрий Панов – лидер группы «Метанойя», поэт и автор песен. Дмитрий Панов в самом начале выступления исполнял лирические песни, а к самому концу дал рок-н-ролла. Это разнообразие не могло остаться незамеченным. «В данном конкретном случае заявлены очень значимые лично для меня имена, их здесь много, каждый действительно уникален в своём языке, в своём состоянии, в своей энергии – и в своём конкретном одиночестве», - как и другие участники фестиваля, Дмитрий Панов ответил на вопрос, что для него такое «Фестиваль Одиночек», и я совершенно согласна с ним. Своими словами он выразил мнение о самобытности и своеобразности творчества каждого из участников. Все участники разные, но есть у них одна общая черта: для каждого из них правда – ориентир алмазной прочности.
Юрий Наумов, создатель жанра «русский блюз», в тот день играл для публики последним и подарил зрителям самое настоящее волшебство. Он извлекал из им же придуманной девятиструнной гитары магические звуки. Он создал самую настоящую психоделику практически из ничего. Все, что было в его распоряжении, - эхо и гитара. Во время выступления Юрия Наумова зрители будто погрузились в состояние, близкое к наркотическому опьянению. Или это был транс, катарсис, забытье? Наумов, словно удав, гипнотизировал зрителей, словно кроликов, поражал с каждой нотой все больше, дарил совершенную во всех смыслах музыку. Совершенство этой музыки состоит в том, что зритель полностью погружается в нее. О чем бы ни пел Наумов, о поролоновом городе ли, о ночи на хайвэе ли, все равно слушателей ждало полное погружение.
Второй день открылся позитивными песнями Евгения Быстревского, лидера группы «Начальник ЖЭКА». Песни «Все хорошо», «Весна – мир нараспашку» просто заразили своим позитивом. А в песнях Романа Филиппова слышалась весенняя капель. Он разбросал горсть запятых. Он посоветовал не смотреть в глаза собакам и ментам. Анастасия Мурзич перед выступлением Романа Филиппова сказала, что мы не сможем отпустить музыканта после выступления. Так и вышло: хотелось еще.
Между Кириллом Комаровым и зрителями образовалось «красивое движение звуков» (слова из его же песни «Между мной и тобой»). Он подарил зрителям сказку о колдунье с Байкала, на помощь которой надеялся герой. Кирилл Комаров исполнил песню «Сияй» (без «Зияй», без части Василия К. Одиночки же все-таки). Музыкант воспел способ «жить жизнь» искренне, всецело отдавая себя правде:
«Порою теряя опору,
Никогда не теряя лица.
Ты даёшь людям шанс
Сказать себе "я живой":
Довольно странный способ жить жизнь,
Но он твой».
После Кирилла Комарова каплю деготка добавил Василий К. На фестивале он исполнил две песни из нового альбома «Военный храм» и «Че там у хохлов?» (актуально как никогда. История Украины: читай и плачь). Завершающей стала песня «Мировая печаль». Должна сказать, что она каждый раз заставляет слушателей открыть что-то новое. Это песня о противоречивом мире, где без черного не существовало бы белого, без зла не существовало бы добра, без предательства не знал бы человек о верности и преданности. Василий К. искренен и точен, по Пастернаку: «точно под хмельком».
Вадим Курылев исполнил песни «Тонкая игра», «Минные поля свободы», «Колесо Сансары», «Антивоенную», созданную в рамках проекта «Антиармия», в котором помимо Вадима Курылева участвуют другие петербургские музыканты. Это будто подчеркивает то, что антивоенный гимн должен исполняться хором, а не одним вокалистом, это волнует многих, а должно волновать всех. Этот проект дарит надежду на то, что люди, объединившиеся вокруг этого проекта, донесут свои антивоенные мысли до других, никого не оставят равнодушным и посеют в душе каждого неприятие войны. Как же будет прекрасно, если мир станет одной большой антивоенной командой!
Помнится, у группы «Зимовье Зверей» была песня «Только парами», в которой пелось: «А одиночек не берут на этот ковчег». Что ж, на «Фестивале Одиночек» место нашлось для всех одиночек. Константин Арбенин напомнил зрителям, как важно летать «самолетами и сами по себе», как важно помнить, что «человек не птица», но человек – это нечто более уникальное, чем пернатые, практически всемогущее существо, которому должно быть все равно на «пущенный вдогонку дюйм свинца». Песня Арбенина наполнена верой в то, что человек в силах «разрушить миф земного притяжения». Раз плюнуть! А еще Арбенин сопроводил зрителей в «страну удивительных встреч». Одна из самых удивительных встреч – встреча с Константином Арбениным. Все присутствующие «стали друг с другом короче», а что может быть чудеснее, чем проникновение в душу другого человека и обнаружение в этой самой душе ярчайшего света!
Наслаждаться бы этими песнями до зари, но на этом фестивале всего хорошего было понемножку. Каждый подарил немного своего тепла. Характерно то, что если некоторые исполнители уделяли музыке меньше внимания, то тексты компенсировали недостаток сложности мелодий. Каждый блок песен был наполнен позитивными вибрациями, точными и бьющими прямо в цель образами, что делало атмосферу ни на что не похожей.