В вестибюле концертного зала для вип-персон была организована выставка платьев Yves Saint Laurent из коллекции 1970-1990х годов бутика Victoria’s Vintage, а умелые стилисты на специально оборудованном месте создавали неповторимые образы времён расцвета дома моды Yves Saint Laurent.
Но перед тем как явиться перед искушённой публикой, картина прошла испытание Берлинским кинофестивалем, где одинаково тепло была принята как кинокритиками, так и зрителями. Съемки проходили в парижском доме и марокканской резиденции Ива Сен-Лорана, а к работе над сценарием были привлечены фонд Yves Saint Laurent и семья великого кутюрье. Роль Сен-Лорана исполнил пока что едва ли известный российской публике молодой актёр Пьер Нинэ, а его спутника жизни и идейного вдохновителя Пьера Берже – Гийом Гальенн.
Но то, что теплоприняла немецкая публика, совсем не факт, что так же хорошо примет отечественный зритель. Уже по реакции присутствующих на премьере и уходу некоторых гостей прямиком с показа ещё до середины фильма, можно предположить, что успех картина будет иметь весьма сомнительный. И это не удивительно. Почему? Расскажем далее.
Возможно, что уход из зала спровоцировало наличие на экране моментов нетрадиционных сексуальных отношений. Но такое откровенное заигрывание с этим пикантным и не являющимся ни для кого секретом фактом биографии Сен-Лорана как раз единственное, что положительно выделяет этот фильм из множества других метров о модельерах и творческих личностях («Коко Шанель», «Кристиан Диор: кутюрье и его двойник» и др.)и могло бы принести ему пользу, при умелом. В наши дни уже никого не удивишь однополой любовью, тем более в среде творчески одарённых личностей – это личный выбор каждого человека, а если этот союз ещё и приносит пользу обществу (в данном случае союз Ив и Пьера Берже подарил миру новый дом высокой моды) – то он благостен, а не отвратителен.
Но в версии уже зарекомендовавшего себя как актёра, но ещё только начинающего французского режиссёра Джалиля Леспера сексуальные предпочтения главного героя преподнесены так, словно бы они стали причиной глубокого несчастья и едва ли не гибели Ив Сена-Лорана.
Весь фильм мы только и наблюдаем, как Ив напивается, накуривается, ловит пегасиков, дебоширит прелюбодействует и мужеложествует. Что сделало Ива Ивом? Как пролегал его творческий путь? Откуда он черпал свои гениальные и новаторские идеи? Об этом либо не говорится вообще, либо говорится очень мало и опосредовано. Как бы между делом – не всё же выносить сор из избы, ведь Ив всё-таки гений. А вставим-камы в фильм для разнообразия какой-нибудь из показов его коллекций. Костюмы есть, модели тоже – чего бы и не задействовать?
Вероятно, такая логика была у Леспера при создании картины. И ему определённо доплатил какой-нибудь из конкурирующих домов моды (не исключено, что тот же Dior, в котором Ив начинал свою карьеру, став ведущим модельером уже в 21 год – про этот факт биографии сценаристы каким-то чудом не забыли), чтобы он как можно сильнее опорочил образ Сен-Лорана. Потому что иначе не объяснить, почему вместо того, что бы показать, как тихий, скромный, зажатый юноша из Алжира стал великим главой великого французского дома моды, почему именно он пробился и стал лидером в своей отрасли в своё время, а не кто-то другой, из чего складывался его вкус, стиль и темперамент, Леспер показывает путь полного саморазрушения личности всеми возможными способами, приводящий, разумеется, к полному краху в развязке. А ведь после событий, на которых заканчивается фильм, Ив живёт ещё лет 40.
Так же, совершенно неоправданно для композиции фильма, в нём якобы ведётся повествование от 3-го лица – лица Пьера Бержа. Якобы, потому что вклинивается оно всего раза два или три, и все два или три раза непонятно вообще для чего. Пьер, пожалуй, единственная из героев первого плана положительная фигура в картине. Именно он провозглашает Ива гением, он находит спонсоров для дома моды, он берёт на себя все коммерческие дела, он наставляет Ива на путь истинный, заботится о его отношениях с родными и близкими – в общем, делает всё, чтобы его возлюбленный творил и ни о чём другом не беспокоился. Но почему же тогда Ив так несчастен?
Даже когда Пьер спит с лучшей подругой и моделью Ив Сен-Лорана, обворожительной Викторией Дютрелейн (на которой кутюрье собирался жениться, пока не встретил Берже), он всё равно остаётся самым правильным и единственный, кто знает, как жить и вести себя взбалмошному Иву, героем. Этот эпизод, совершенно ничем не оправданный и логически не объяснимый – и Виктория, и Пьер безумно любят Ива, друг друга же терпеть не могут – едва случившись вскоре куда-то исчезает из памяти персонажей и опять Ив весь плохой и нехороший, а Пьер само благородство и праведность.
Как такую картину спокойно пропустила семья Ив Сен-Лорана, которая якобы была привлечена к съёмкам, - уму непостижимо. Фильм показывает как само собой разумеющееся и вполне приемлемое всевозможные грехи творческих личностей, но при этом параллельно пропагандирует гомофобию (то, что герои несколько раз друг друга на экране, лояльному отношению к однополой любви совсем не способствует), не говоря уж о том, какая тень брошена на образ Сен-Лорана, вместо того, чтобы его возвеличить.
Из достоинств картины можно отметить лишь немногочисленный кадры показов, демонстрирующих подлинные наряды руки Ива Сен-Лорана, извлечённые из закромов музея мод, и актёрский состав – что бы ни приходилось вытворять людям на экране, выглядят они очень убедительно, и в том, что всё это когда происходило на самом деле, никаких сомнений не возникает.
Фильм придётся по вкусу всем любителям покопаться в грязном белье и ненавистникам Ива Сена-Лорана. Поклонникам же кутюрье его лучше вообще не видеть.
На сентябрь 2014 запланирован выход ещё одного метра о великом модельере – «Сен-Лоран» режиссёра Бертрана Бонелло, на этот раз с уже зарекомендовавшим себя актёрским составом – Леа Сейду (Бесславные ублюдки, Шарлотта, Робин Гуд, Полночь в Париже, Миссия невыполнима: Протокол Фантом, Отель «Гранд Будапешт») в роли Лулу, Жереми Ренье (Братство волка, Дитя, Мальчик с велосипедом, Искупление, Залечь на дно в Брюгге) в роли Пьера Берже и Гаспар Ульель (Братство волка, Париж, я люблю тебя, Ганнибал: Восхождение, Ультиматум, Принцесса де Монпансье) в роли Ива Сен-Лорана. Хочется верить, что и акценты в нём будут смещены с личной жизни великого мастера на его творчество.