Ради возможности увидеть знаменитые фильмы раньше стоило
идти на любые жертвы. Этим утром, совершив
над собой насилие раннего марш-броска , я напоминала знаменитость, попавшую в
желтые хроники: темные очки в пол-лица,
платок а-ля Жаклин Кеннеди, черное пальто. Разоблачившись, я осталась в
матроске и джинсах, совершенно одна, на удивление, не было даже персонала. «У
вас что-то в волосах» - мужской голос из-за спины вернул меня в реальность.
«Что?» - я почувствовала себя как ребенок, которого застали врасплох в разгаре
игры. Глаза усача с молескином изучали
меня с нескрываемым интересом. «Вы тоже на сеанс? Позвольте, я помогу». В
замешательстве я пробурчала что-то вроде «Да, чего у меня там только нет» и
побежала к кассам, выискивая в шевелюре инородный предмет. «Подскажите, когда короткометражки
покажут?» - спросила я у сонной билетерши в щель зашторенного окошка и вытащила из волос белое перышко.
Показ начался через 15 минут с французской
ленты «Перед тем, как потерять все» Ксавье Леграна.
Этот сюжет из тех, что разворачивается виток за витком, раскрывая драматургию
происходящего ближе к концу. Термин «саспенс»
чаще употребляется по отношению к триллерам или фильмам ужасов, но здесь
он походит как нельзя кстати. Сначала мы видим, как женщина спешно забирает
детей из школы, и они втроем в полном молчании подъезжают к торговому
центру. Героиня, которая, как
оказывается, работает в супермаркете, просит коллегу прикрыть ее, а сама
немедленно просит расчет. Из диалогов понятно, что несчастную избивает муж, а последней каплей стало то, что он
наставил на нее оружие. Напряжение
взлетает, когда вдруг появляется агрессивно настроенный супруг.
Вторым был показан фильм «Загадка Вурмана» / TheVoormanProblem британца Марка Гилла. Эта история напоминает философский анекдот или притчу с остроумным концом. Психиатр (звезда сериала «Шерлок» Мартин Фриман) приходит в тюрьму с целью осмотреть заключенного, который ну очень правдоподобно мнит себя богом. Убедительность ироничного сумасброда заставляет исчезнуть Бельгию, а потом и меняет его местами с доктором. Спокойные аргументированные монологи о двойственном нелинейном восприятии реальности заставляют и зрителя задуматься об истинности своих представлений, если не усомниться в них.
Третий фильм «То был не я» - творение испанского режиссера Эстебана Креспо. Смотреть его так же тяжело, как смотреть на казнь, впечатление оставляет глубокое и неоднозначное. Врачи-миротворцы пойманы отрядом повстанцев в попытке пересечь африканскую границу. Пару ставят на колени перед отрядом детей, которым дали оружие и веру в то, что теперь их будут уважать. Судьбы молодых влюбленных европейцев и африканского мальчика, нажавшего на курок, навсегда сплетаются в кровавый неразрывный узел. Шокотерапия насилия в кино заставляет, придя домой, обнять своих близких и радоваться мирной спокойной жизни. Поступок главной героини открывает зрителю человечность, граничащую с самопожертвованием, демонстрирует, каково это - быть искалеченным морально и физически и не потерять гуманности.
Судя по вздохам и возгласам умиления во время просмотра, оскароносец из Дании «Гелий» может покорить не только строгое жюри, но и любой зал. Режиссеры Андерс Уолтер и Ким Магнуссон создали фильм – мир, фильм – сказку, столь же прекрасный, сколь печальный. Маленький безнадежно больной мальчик знакомится с аутичным работником больницы, завязывается трогательная дружба. Они вместе до последнего вздоха ребенка: ведь только из сказок уборщика он узнает, как попасть в мифический город Гелий, где он будет счастлив вечно. Горькое осознание того, что герою остается немного, перебивают его восхитительные цветные сны о дирижаблях, висящих в воздухе домах и лужайках на фоне розового заката. Возникает невольный вопрос, не лучше ли верить в этот прекрасный, как говорят, «лучший мир»? Важно ли, как это называть – ложь во спасение или надежда?
Закрывал сеанс «Всё
надо делать самой! Сельмы Вилхунен. Финская комедия показывает, какие
нелепые гротескные ситуации происходят,
если жена не умеет делегировать обязанности и берет на себя «мужскую работу».
Когда после уморительных мучений с приготовлениями семья в спешке врывается на
чьи-то похороны вместо свадьбы друзей, у
зрителя возникает чувство, известное как
«Fremdschämen» -
стыд за другого. На фоне такого
живописного беспредела даже во мне
проснулась гордость за собственные организаторские способности.
Короткометражки пролетели захватывающе, на одном дыхании. С полнометражного фильма выходишь с определенным впечатлением, полюбившимися героями и вопросом, который учитель литературы сформулировал бы как «Что хотел сказать автор?» После просмотра OscarShortsв моей голове шли споры о различных вещах на пяти языках, а герои перескакивали из фильма в фильм. Несмотря на некую сумбурность мыслей, энергия бурлила и кипела, требуя направить ее на улицу. Что я не преминула сделать, не одеваясь и оставив маскировочные платок и очки для дождливого дня или приступа социопатии. Вдохнув теплый весенний воздух, я благодарно улыбнулась пяти людям из разных уголков земного шара, которые рассказали свои особенные волнующие истории. Раскрыв ладонь, я вдруг обнаружила белое перышко, найденное больше часа назад.